Значение слова «индульгенция. Индульгенция – это разрешение грешить? Отпущение грехов в католической церкви за деньги

Индульге́нция - ближайшим образом означает разрешение от наложенной Церковью епитимьи .

Первоначально церковные наказания состояли в публичном, по большей части годичном покаянии, посредством которого согрешивший и исключенный из общины должен был доказать искренность и твердость раскаяния. Уже на Никейском соборе () епископы получили право сокращать время, назначенное для покаяния, тем отлученным, которых чистосердечное раскаяние было доказано. Доказательством раскаяния могли служить добрые дела, пост, молитва, милостыня, путешествия к св. местам и т. д., совершенные добровольно или возложенные раньше за маловажные проступки, открытые в тайной исповеди священнику. Этим "добрым делам" приписывалось очень большое значение, в ущерб учению о Божией благодати . Оставалось сделать один шаг, чтобы признать "добрые дела" удовлетворением за совершенный грех; это и случилось в Западной Церкви под влиянием германских правовых понятий.

По языческо-германским понятиям можно было причиненное кому-либо зло, даже убийство, искупить возмездием (Busse), т е. добровольным деянием, которое было бы эквивалентно достоинству потерпевшего или важности преступления. Пострадавшая сторона получала таким образом удовлетворение и отказывалась от принадлежащего ей права мести. Этот гражданский правовой обычай, перенесенный на религиозные отношения, вызвал представление об удовлетворении Бога, как пострадавшей стороны. Древнегерманские законодательства, оставаясь верными своему гражданско-правовому характеру, дозволяли не только перенесение наказания на другое лицо, но даже замену его денежной вирой (Wergeld) по определенному тарифу.

Церковь, сама страдавшая внешним формализмом и не способная изменить грубое народное воззрение, нашла в нем опору для того, чтобы добиться по крайней мере внешнего признания своей дисциплинарной власти. Варварская жестокость обычных в Англии и других странах церковных наказаний наглядно показывали необходимость их смягчения посредством какой-нибудь замены. В конце VII в. из Англии пошли в обращение так называемые исповедные книги , которые рекомендовались священникам как руководство при исповеди. Они заключали в себе таблицу облегчений или замен церковных наказаний; напр. поста - пением псалмов или милостыней, а также денежным пожертвованием в пользу церкви и клириков. Появилась и замена лиц при покаянии; богатый мог семилетний срок покаяния окончить в три дня, наняв соответствующее число людей, которые бы за него постились. Против такого нововведения поднялся крик негодования во всей Западной Церкви: взгляд, что прощение грехов можно купить за деньги, казался еще в в. настолько богохульным, что многие провинциальные соборы предписывали сжечь исповедные книги. Но усиливающийся церковный формализм и позже все возраставшее корыстолюбие духовенства обратили злоупотребление в господствующий обычай. Пожертвования церквам и монастырям ради искупления грехов стали обычным явлением. Епископские и папские грамоты щедро наделяли привилегиями церкви, которые всякого жертвовавшего на их учреждение или поддержку освобождали от третьей или четвертой части наказания, иногда даже давали полное очищение от всех грехов.

В в., при папе Александре II , впервые появляется название indulgentia. Чтобы поощрить участие в крестовых походах , на Клермонском соборе (1095-1096) было объявлено крестоносцам и лицам, поддерживавшим крестовый поход денежной помощью, полное или частичное прощение канонического и даже божьего наказания, как для них лично, так и для их близких родственников, живых и умерших.

Такой способ поощрения пережил крестовые походы. Явилась привычка легкого отношения к прощению грехов: его стали давать, напр., за посещение известной церкви в известные дни, за слушание проповеди; дошло даже до того, что за известное благочестивое дело можно было получить прощение будущих грехов и помилование для грешников, страдающих в чистилище . Частью вопиющие злоупотребления в распоряжении индульгенциями, частью иерархические интересы побудили папу Иннокентия III (1215) ограничить епископов в праве отпущения грехов, и полное прощение (indulgentiae plenariae) перешло мало-помалу в руки одного папы. Но зато тем беззастенчивее практиковал сам Рим такой способ отпущения грехов, так что мало-помалу он обратился в налог на христиан; так, напр., на Нюрнбергском сейме (1466) было предложено отпущение грехов, чтобы добыть денег для войны с турками.

Схоластическая философия поспешила теоретически обосновать право церкви на индульгенции. Утверждали, что огромные заслуги Христа , Богородицы и святых перед Богом образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел (opera superrogationis), которая предоставлена в распоряжение церкви для раздачи из нее благодати достойным. Климент VI в половине XIV стол. утвердил это учение, причем признал апостола Петра и его наместников, римских епископов, хранителями накопленного сокровища. Таким путем злоупотребление получило еще более широкое распространение.

Бесстыдство, с которым Лев Х в и гг. под предлогом ведения войны с турками, на самом же деле для постройки храма св. Петра в Риме и для покрытия издержек своего двора, отдал на откуп индульгенции и наложил контрибуцию почти на всю Европу, было одним из главных поводов к германской и швейцарской Реформации . В споре Лютера против торговли индульгенциями, производившейся преимущественно доминиканцами , схоластическая теория подверглась всестороннему обсуждению. Знаменитые тезисы, прибитые Лютером 31 октября г. к дверям дворцовой церкви в Виттенберге , были направлены не против индульгенций, а против злоупотребления ими, т. е. против того, что Лютер считал тогда только злоупотреблением. Папские индульгенции, утверждал он, не могут простить грехи или избавить от божьей кары, но могут только освободить от церковного наказания, наложенного по каноническому праву, и то только относительно живых, так как индульгенции не в состоянии освободить от чистилища . Еще далее пошел Лютер в изданной вскоре "Речи об отпущении и благодати", где отвергал схоластическое учение о сатисфакции как третьей части таинства покаяния или о необходимости искупления грехов "добрыми делами", чем подрывал теоретическое основание индульгенций. Доминиканцы Конрад Вимпина и Сильвестр Приериас постарались, напротив, дать теоретическое оправдание практическому пользованию индульгенциями. По существу, их учение то же самое, которое было выработано Александром Галесом († 1245) и Фомой Аквинским († 1274). Учение это, отвергнутое Реформацией , было утверждено буллой папы Льва Х (9 ноября г.) и сохранено без изменений Тридентским собором . По его постановлениям таинство покаяния должно состоять из трех частей: раскаяния, исповеди и удовлетворения (contritio cordis, confessio oris, satisfactio operis). На исповеди разрешением священника прощается грех и дается избавление от вечных мук ада; но для освобождения от временного наказания согрешивший должен дать удовлетворение , которое определяется церковью. Под именем временных наказаний разумеется не только церковное покаяние, наложенное по каноническому праву, но также и божья кара, частью на земле, частью в чистилище , для тех душ, которые, будучи спасены от ада, подлежат после смерти очищению. Власть церкви прощать церковные и божьи наказания основана на неисчислимых заслугах Христа и святых и собравшейся таким путем сокровищнице добрых дел, которой располагает церковь. Из этой сокровищницы через посредство индульгенций Церковь может раздавать блага тем, кто в них нуждается. Но прощение простирается каждый раз на столько, на сколько его отпускает индульгенция; согрешивший получает его не безвозмездно, потому что это было бы противно божьей справедливости; от него требуется какой-нибудь благочестивый подвиг, который церковь могла бы считать эквивалентным прощению, хотя бы он сам по себе был очень ничтожен. Так как характер и размер подвига не принимается в расчет, то наряду с участием в братствах, путешествиями к святым местам, посещением церквей, поклонением мощам и т. п. могут стоять денежные пожертвования на благочестивые дела. Внесение небольшой суммы доказывает, по меньшей мере, что согрешивший с верой идет навстречу благодатному действию церкви. Если при этом отпущение дается под условием участия в благочестивом предприятии, то жертвователь по размеру своего дара участвует в заслуге доброго деяния и в награде за него, заслуга же эта при помощи индульгенции может устранить на земле возложенное наказание. Церковь имеет также власть освобождать от наказания в чистилище, если живущие на земле получают индульгенцию для умершего. На том же основании, по которому заупокойные обедни считаются действительными для уменьшения мучения христиан в чистилище, должны иметь силу и индульгенции; хотя умерший не может сам простирать "просящую руку", ее заменяют заслуги святых, находящиеся в распоряжении церкви, и добрые дела оставшихся на земле. Индульгенции, которые церковь дает живым в силу принадлежащей ей власти (per modum absolutionis), находящимся в чистилище могут быть даны только как могучее ходатайство (per modum suffragii), что не составляет разницы в результате, так как церковь никогда не просит понапрасну.


ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (лат. indulgentia , «милость», «прощение»), в римско-католической церкви - частичноеили полное освобождение (разрешение) церковью верующего от наказания за грехи, и на этом основании - от соответствующего искупительного действия, покаяния, налагаемого на грешника священником. Основанием для индульгенции в средние века были совершениеверующим какого-либо деяния (например,паломничества к святым местам) или приравненная к нему уплата определенной денежной суммы в пользу церкви.


В раннее средневековье, период перехода от публичного покаяния к частному (VI -Хвв.) формируются предпосылки будущей практики индульгенции. Систематизация исповедально-покаянного цикла, а также попытки, в условиях учащения исповеди, сократить чрезмерно длинные и тяжелые покаянные циклы,вели на практике к коммутации покаяния.Различные виды покаяния становятся, такимобразом, взаимозаменяемыми, что в свою очередь вело к определенному изменению отношения к покаянию как таковому. Другой предпосылкой возникновения индульгенции было то, что впроцессе покаяния грешника важная роль отводилась заступничеству (посредничеству)церкви. В результате развития и взаимодействия этих элементов церковной практики и появляются первые индульгенции (впервые - в XI в. во Франции). В них церковь (папы, епископы) официально, юридическим актом, заверялаверующих в своем заступничестве и на этомосновании прощала часть или все покаяниеотдельному лицу. В отношении этих, «ранних», индульгенций считалось, что они действенны благодаря особой заступнической молитве за прегрешившего. Эффект индульгенции, такимобразом,был, как предполагалось, равносилен результату того или иного покаяния, как если бы оноимело место. Вместе с тем переход к практике индульгенций был медленным, и в течение долгоговремени они рассматривались зачастую какуступка несовершенствулюдей, не способныхна трудную искупительную работу. Историческим поворотным пунктом в развитиипрактики индульгенций было начало крестовых походов, всем участникам которых даровалось полное отпущение грехов - т.н. indulgentia plenaria.


С развитием практики дарования индульгенции значительную эволюцию претерпело отношениек ним теологов. Если ранние схоласты (Абеляр, Петр из Пуатье) подвергали практикуиндульгенций критике, то уже в кон. XII в. появляетсяряд авторов, выступивших в ее пользу; однако детальной богословской базы практикииндульгенций ими разработано не было. Новая фаза богословского обоснования индульгенций связана сразвитием учения о «сокровищнице церкви».Согласно этому учению, «сверхдолжные»заслуги Христа, Богоматери и святых составляют некий запас, из которого могут черпатьостальные христиане. Распоряжается этим запасом папа римский. Учение о «сокровищнице церкви» изменило богословское восприятие природы индульгенций: они приобрели силу юридического акта, посредством которогопапа распоряжался «сокровищницей». Теория эта получила развитие в трудах выдающихся теологов XIII в. - Альберта Великого, Бонавентуры и, в особенности, ФомыАквинского. В ХШ-ХIV вв. индульгенций постепенно переходят в исключительное ведение папства; этотпроцесс завершился в 1343 г. принятием теории «сокровищницы церкви» в качестве официальной церковной доктрины католицизма

В позднее средневековье количество индульгенцийрастет; при этом объем предписываемой искупительной работы (некоторое количество которой по-прежнему остается обязательным условием индульгенций) в целом уменьшается: так, в этомкачестве могло предписываться посещениехрама, прочтение нескольких молитв и т.д.

По теории Фомы Аквинского, «снявшего» в своем учении об индульгенций исключительноважные вопросы об эквивалентности эффекта индульгенций стремлению достигнуть искупленияколичеству труда покаяния и его результату и т.д., индульгенциидействуют только потому, что церковь обладает «избыточными» заслугами иможет ими распоряжаться; нет прощениягреха как такового, но святость одних превышает греховность других, что делает возможной индульгенцию. Авторитетные сторонники индульгенций приводили в их пользу следующий довод: индульгенций значительно облегчают спасение грешников,ибо те из них, кто стремится к искуплению,не в силах его достигнуть, поскольку самаприрода толкает людей на новые прегрешения. Нередко утверждалось также, как, например, в «Откровениях» св. Бригитты Шведской, что индульгенций неизмеримо более значимы для спасения человека, нежели личнаяправедность и духовные подвиги.

В позднее средневековье система индульгенций усложняется. В сер. XV в. появляются индульгенции для усопших. Тогда же распространяются т.н. «масляные грамоты» - разрешения, за особую плату, употреблять в пищу яйца и молочные продукты в постные дни. Все большее хождение получает практика дарования особых индульгенций монашеским орденам - францисканцам, доминиканцам, кармелитам. Появляются легенды о чудесном даровании индульгенций по божественному велению; согласно одной из подобных легенд, такое повеление получил однажды Франциск Ассизский от Христа и Девы Марии.

Известную деформацию претерпело на протяжении средневековья и представление о том, от чего освобождают индульгенции. Еще в XI в., ввиду недостаточной теоретической разработанности вопроса об отпущении грехов, происходит смешение понятий избавления отнаказания (poena ) и от самой вины (culpa ), т. е. от греха. По логике вещей избавление от самих грехов должно происходить в результате таинства исповеди. В ХП-ХIII вв. в текстах индульгенций появляются четкие оговорки, чтоиндульгенции даруются «сердечно покаявшимся и устно исповедовавшимся». Однако приблизительно с сер. XIII в. как в работах ученых богословов, так и в сознании людей утверждается представление, что индульгенции (по крайней мере в определенных случаях) могут избавлять «от вины и наказания» (a culpa et poena ),т.е. прощать и сам грех. В массовом сознанииэто представление распространялось на все индульгенции, чему немало способствовали как злоупотреблявшие своей должностью специальные священники - распространители индульгенций (т.н. квестарии), так и нередко сами папы, стремившиеся, в поисках доходов, удовлетворить спрос на «легкое» прощение грехов.


Практика дарования индульгенции «a culpa et poena » (а в более широком смысле - тогдашняя практика индульгенций вообще) вызывала критику независимых умов средневековья (Уиклифа, Гуса) и в целом была предметом напряженных дискуссий внутри католической церкви. На протяжении средневековья учение об индульгенции так или иначе отвергалось последователями различных, в том числе откровенно еретических учений - катарами, вальденсами, лоллардами, фратичелли и др. В широких слоях населения, а нередко и со стороны официальной церкви, вызывали осуждение такие злоупотребления квестариев, как продажа фальшивых индульгенций, а также фальшивых реликвий, сопровождаемая подчас запугиванием, угрозами отлучения от церкви и осуждения на вечные муки. В XV в., в преддверии Реформации, многие вопросы, связанные с практикой индульгенций, становятся предметом широкого обсуждения среди образованного духовенства. Вопрос об индульгенциях был одним из ключевых в критике католической церкви европейскими гуманистами и реформаторами. На Тридентском соборе в 1563 г. католическое духовенство осудило практику использования индульгенций как средства пополнения казны, при этом, однако, практика индульгенций была утверждена; учение об индульгенциях. получило на соборе развернутое изложение. В дальнейшем роль индульгенций в католической церковной практике снижается. В римско-католической церкви практика индульгенций существует и поныне, однако в исправленном и очищенном от известных меркантилистских соображений виде и без придания им того исключительно важного значения, которое было характерно для высокого и позднего средневековья.

В своей судебной практике Бейт дин, когда ему случается привести еврея к присяге, имея в виду существующие индульгенции, приходит в смущение от трудности обеспечить за евреем верность присяги и поэтому предварительно требует исполнения ее, чтобы он формально и торжественно уничтожил, отрекся от всех родов индульгенций, к которым он прибегнет, а может, и прибегнул уже в подрыв присяге [неавторитетный источник? ]

Примечания

Литература и источники

  • Катехизис католической церкви . Ст. 1471
  • «Индульгенция» //Католическая энциклопедия. Т. 2, Издательство францисканцев. М, 2005.
  • Е. В. Казбекова, В. В. Тюшагин, М. С. Иванов. Индульгенция // Православная Энциклопедия. Т. 22
  • А. Д. Щеглов. Индульгенция // Словарь средневековой культуры. М., 2003, с. 187-189

Ссылки

  • Предоставление индульгенций на сайте Святого Престола (лат.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Индульгенция" в других словарях:

    - (лат. indulgentia, от in в, и dulcis сладкий). Отпущение грехов, даваемое папами при соблюдении некоторых условий; проща (добыть прощу). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНДУЛЬГЕНЦИЯ лат. indulgentia … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от латинского indulgentia милость), в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом … Современная энциклопедия

    - (от лат. indulgentia милость) в католической церкви полное или частичное отпущение грехов, а также свидетельство об этом. Широкая торговля индульгенцией (с 12 13 вв.) явилась средством обогащения духовенства … Большой Энциклопедический словарь

    - (по латыни милость) в католической церкви полное или частичное прощение грехов, которое давала церковь верующему, а также свидетельство, выдаваемое церковью по случаю отпущения грехов. В 12 13 вв. католическая церковь вела широкую торговлю… … Исторический словарь

    ИНДУЛЬГЕНЦИЯ, индульгенции, жен. (лат. indulgentia прощение) (ист., церк.). В католической церкви папская грамота об отпущении грехов, выдаваемая за плату верующим. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ИНДУЛЬГЕНЦИЯ, и, жен. У католиков: отпущение грехов, а также грамота о таком отпущении, выдаваемая за особую плату церковью от имени папы римского. Выдать, дать индульгенцию кому н. (также перен.: дать разрешение на какие н. действия, поступки;… … Толковый словарь Ожегова

    Жен., лат. выдаваемые папою прощения, отпуски грехов прошлых, а иногда и будущих; наши униаты называли это прощею; добыть прощу. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    Сущ., кол во синонимов: 2 грамота (14) отпущение грехов (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Ближайшим образом означает разрешение от наложеннойцерковью эпитимии. Первоначально церковные наказания состояли впубличном, по большей части годичном покаянии, посредством которогосогрешивший и исключенный из общины должен был доказать… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Стараниями протестантских, а затем и атеистических авторов широкое распространение получило искажённое представление об индульгенциях. Считается, будто индульгенция даёт прощение грехов, причем даже грехов ещё не совершённых; что индульгенцией можно выкупить себя из ада; что индульгенции были выдуманы ради того, чтобы поправить финансовое положение Церкви; что индульгенцию можно было купить. Ну и наконец, что индульгенции применялись только в Католической Церкви.

На самом деле изначально «indulgentia» - это разрешения на смягчение или отмену епитимьи. Практика выдачи индульгенций восходит к древней церковной традиции и тесно связана с таинством покаяния . Об этом говорится и в Катехизисе Католической Церкви: «Учение об индульгенциях и практика индульгенций в Церкви тесно связаны с последствиями таинства Покаяния». Индульгенции не имеют никакого отношения к прощению грехов. Само определение индульгенции предполагает, что человек, получающий её, уже искренне покаялся в своих грехах и получил за них прощение. «Индульгенция - искупление перед Богом временного наказания за грехи, вина за которые уже прощена» (Indulgentiarum Doctrina , 1).

При этом действие индульгенции не может быть механическим, но полностью зависит от внутреннего расположения того, кто её получает. Поэтому она может быть получена верующим только после совершения таинства покаяния. И, конечно же, индульгенции никаким образом не могут никого выкупить из ада, а также не могут избавить человека от вечного наказания. Человеку, оказавшемуся в аду, уже никакие индульгенции помочь не могут, вопросами своего спасения он должен озаботиться при жизни. Также индульгенции не выдаются наперёд, за еще не совершённые грехи. Это не разрешение на грех и не прощение будущего греха; ни то, ни другое не может быть дано никакой властью. Неверно мнение, будто индульгенция сокращает пребывание в чистилище на определённое количество дней. Количество дней, которое одно время приписывалось к индульгенции, подразумевало длительность покаянного периода по канонам древней Церкви, который человек должен пройти на земле. О длительности пребывания в чистилище нам ничего не известно, и Католическая церковь об этом не учит, тем более о длительности пребывания там каждого конкретного человека.

Прямой продажи индульгенций никогда не было. Однако, существовали так называемые благотворительные индульгенции, при получении которых, естественно, с соблюдением вышеуказанных правил, надлежало внести милостыню в какой-либо благотворительный фонд или организацию. Например, индульгенции, объявленные папой Львом X, и послужившие Мартину Лютеру поводом к расколу, выдавались с целью сбора средств на строительство Собора св. Петра в Риме. Однако, практика индульгенций восходит ко временам намного более ранним, чем появление таких благотворительных индульгенций. Поэтому нельзя говорить, будто индульгенции придуманы были церковными иерархами исключительно ради собственного обогащения. Несомненно, что милостыня и сбор средств на церковные нужды, сами по себе, дела благочестивые. К сожалению, поскольку здесь были замешаны деньги, не обошлось и без злоупотреблений. Поэтому практика предоставления таких индульгенций была пересмотрена Тридентским Собором, и в 1567 году папа Пий V запретил любое предоставление индульгенций, включающее уплату каких-либо денежных сумм. Осуждение Церковью прежних злоупотреблений высказано и в Апостольской конституции Павла VI “Indulgentiarum doctrina ”.

Существовали индульгенции и на Востоке. В Греческой церкви они назывались apheseis и sygchorochartia . Точное время их появления в обиходе православных определить трудно. Иерусалимский патриарх Досифей Нотарас (1641–1707) пишет об индульгенциях как обо всем известной и древней традиции: «Возобладал обычай и древняя традиция, которая известна всем, чтобы святейшие патриархи давали церковному народу грамоту об отпущении грехов (sygchorochartion)». На Руси индульгенции в форме освобождения от публичной епитимьи известны уже в XIII веке. Позднее они получили название разрешительных грамот. В 1463–64 гг. в России разрешительные грамоты выдавал митрополит Кесарии Филипповой Иоаким, при царе Алексее Михайловиче - Константинопольский патриарх Афанасий III, в середине XVII века - Антиохийский патриарх Макарий, грамоты которого ценились больше других и принимались с большей верой, поскольку он объявлял себя преемником апостола Петра. Практика выдачи индульгенций была подтверждена на Константинопольском соборе 1727 года. Этим Собором был составлено «Исповедание веры», подписанное патриархами Константинополя, Иерусалима и Антиохии, в котором, в частности, говорится: «Власть оставления грехов, которое, если подается письменно, Восточная Христова Церковь именует «разрешительными грамотами», а латиняне - «индульгенциями» […] даётся Христом в святой Церкви. Эти разрешительные грамоты выдаются во всей Соборной Церкви четырьмя святейшими патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским». Греки не подвергали сомнению практику выдачи индульгенций как таковую, а лишь настаивали на том, что право выдавать индульгенции принадлежит не только Римскому папе. Известно, что преподобный Никодим Святогорец не отвергал индульгенций.

Практика «разрешительных грамот» в греческой церкви дожила до середины двадцатого века.

Дмитрий Лялин

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (латинский indulgentia - снисхождение, милость, освобождение от долга, наказания, налоговая льгота), в католической церкви начиная с 11 века освобождение от епитимии, а также от налагаемого Богом в чистилище временного наказания за грехи; грамота, содержащая такое освобождение (латинский littera indulgentialis).

Никейский собор (325) разрешил епископам при искреннем раскаянии грешника сокращать длительные сроки покаяния, предусмотренные практикой ранней Церкви. Институт индульгенции формировался на основе практики отпущения грехов (absolutio), допускавшей в католической церкви в раннем Средневековье возможность замены одной епитимии другой (commutatio), а также её смягчения при определённых условиях (redemptio); эта практика нашла отражение в исповедных книгах (poenitentiale). Термин «indulgentia» применительно к практике отпущения грехов прослеживается с 11 века, на ранних этапах он фигурирует одновременно с «рах», «remissio», «donatio», «condonatio». На Клермонском соборе (1095) папа Римский Урбан II (1088-99) издал индульгенцию для крестоносцев «с отпущением всех грехов» (pro omni poenitentia); эта практика позднее вошла в традицию. Ранние епископские индульгенции из Южной Франции и Северной Испании (начало 12 века) содержали отпущение грехов 20-дневного или 40-дневного периода, впоследствии этот срок увеличился до нескольких лет. Распространённым поводом для издания индульгенции были церковные празднества, связанные с культом святых. Епископы и кардиналы широко предоставляли храмам и монастырям право на продажу индульгенции по церковным праздникам для сбора средств на церковное строительство, помощь бедным, содержание храма и клира, госпиталей. Теоретическое обоснование индульгенции базировалось на разработанной теологами 13 века (Фомой Аквинским, Бонавентурои) теории «сокровищницы Церкви» (thesaurus ecclesiae) - находящегося в распоряжении Церкви неиссякаемого «запаса» благодати, накопленного страданиями Христа и подвигами святых и мучеников во имя веры, от которого Церковь могла по своему усмотрению черпать благодать для верующих. Хранителями «сокровищницы Церкви» признавались апостол Пётр и его наместник на земле - папа Римский. Учение о «сокровищнице Церкви» было официально утверждено папой Климентом VI (1342-52) буллой «Unigenitus Dei Filius» (1343). Согласно церковному учению, в таинстве покаяния совершалось очищение грешника от вины за грех, снималось вечное наказание за смертный грех, но налагалось временное наказание, которое грешник должен был понести в земной жизни или в чистилище и которое можно было снять посредством индульгенции, заменявшей личные покаянные труды заслугами Христа и святых из «сокровищницы Церкви». Индульгенция давалась в чрезвычайных обстоятельствах, при наличии разрешения от духовника и признаков раскаяния, при внесении достаточной суммы пожертвований (для бедных в некоторых случаях бесплатно). Было выработано учение о папской полной индульгенции (indulgentia plenaria; например, в отношении инквизиторов, крестоносцев, паломников в Святую землю и др.). В 1300 году папа Римский Бонифаций VIII (1295-1303) провозгласил полную индульгенцию для всех римских паломников по случаю юбилейного года (смотри «Annus sanctus»), папа Климент VI повторил её в 1350 году. В 14 веке практика индульгенции была распространена в отношении душ умерших, находящихся в чистилище [официально закреплена в 1476 буллой «Salvator noster» папы Римского Сикста IV (1471-84)]. В этом случае Церковь действовала не в силу своей юрисдикции, но посредством молитвы, прося Бога сократить срок пребывания души умершего в чистилище (per modum suffragii - «посредством ходатайства» - ектений). Тогда же, в связи с распространением эпидемии чумы, возникла практика индульгенции с отпущением грехов на смертном одре.

Продажа индульгенции была возложена на особых проповедников-квестуариев. IV Латеранский собор (1215) регламентировал их деятельность и ограничил права епископов на выдачу индульгенции: сроком на один год в честь храмового праздника или на 40 дней по другим поводам. Многочисленные злоупотребления, связанные с индульгенцией, вызывали критику в самой Церкви и в обществе (Вальтер фон дер Фогельвейде, Данте), подрывали положение Церкви и папства, стали одним из основных объектов критики в эпоху Реформации. Индульгенции стали восприниматься, как продаваемое за деньги разрешение совершить грех, прощение будущих грехов, прощение грехов умерших, находящихся в чистилище. Папа Климент V (1305-14) запретил выдачу индульгенции с формулой освобождения «от вины и от наказания» (а culpa et а poena). Констанцский собор провозгласил недействительными все индульгенции с этой формулой (1418). Тем не менее, в конце 15 - начале 16 веков в Западной Европе торговля индульгенциями принимала всё большие масштабы. Критика связанных с этим злоупотреблений сыграла важную роль в подготовке Реформации, началом которой считается обнародование М. Лютером 95 тезисов против индульгенции (1517). Необходимость более строгой регламентации раздачи индульгенции ощущалась и внутри католической церкви. В 1567 году папа Пий V (1566-72) отменил все индульгенции, выданные без соблюдения соответствующих требований за деньги или пожертвования. Тридентский собор осудил злоупотребления, связанные с выдачей индульгенции, возложил борьбу с ними на местные церковные власти и папу Римского (1563), способствовал созданию Конгрегации индульгенций (окончательно оформилась в 1669, реорганизована в 1710), регламентировавшей их выдачу и боровшейся со злоупотреблениями. В 1904 папа Пий Х (1903-14) объединил Конгрегацию индульгенций с Конгрегацией обрядов.

В «Codex Iuris Canonici» (1917) представлена подробная классификация индульгенции в соответствии со способом, местом, временем выдачи, адресатами и т. д. Наиболее значительным является различие, установленное между полной и частичной индульгенцией. Полная индульгенция полностью освобождает от земного наказания за грех и не требует дальнейшего искупления в чистилище. Частичная индульгенция, выдаваемая на определённое количество дней или лет в соответствии с покаянной практикой ранней Церкви, снимает лишь часть наказания в чистилище. Право выдавать полную индульгенцию закреплено исключительно за папой Римским. Частичную индульгенцию выдают высшие церковные иерархи, начиная с епископов. Клирики, священники, генеральные викарии, аббаты, генералы религиозных орденов могут выдавать индульгенцию только по специальному разрешению понтификов. Обязательными условиями получения индульгенции являются раскаяние и отпущение грехов; для полной индульгенции необходимы также исповедь, причастие, совершение добрых дел (молитва, милостыня, посещение храма и т.д.). В современном церковном праве индульгенции регламентируются канонами 992-997 «Codex Iuris Canonici» (1983) и апостольскими постановлениями. Папа Павел VI (1963-78) апостольской конституцией «Indulgentiarum doctrina» (1967) упразднил различия индульгенции, кроме полной и частичной, ужесточил условия получения полной индульгенции, сформулировал современное толкование учения о «сокровищнице Церкви». Апостольская пенитенциария постановлением «Enchiridion indulgentiarum» («Руководство по индульгенциям», 1968) регламентировала условия получения индульгенции. В честь юбилейного года условия получения полной индульгенции обычно смягчаются; постановление Апостольской пенитенциарии «Il dono della indulgenza» («Дар индульгенции», 2000) регламентировало широкую раздачу индульгенции в связи с празднованием 2000-летия христианства.

Лит.: Paulus N. Geschichte des Ablaßes im Mittelalter. Darmstadt, 2000. Bd 1-2; Щеглов А. Д. Индульгенция // Словарь средневековой культуры / Под редакцией А. Я. Гуревича. М., 2003; Церох Г., Горелов А. Индульгенция // Католическая энциклопедия. М., 2005. Т. 2 (библ.); Нödl L. Ablaß // Lexikon für Theologie und Kirche. 3. Aufl. Freiburg u.а., 2006. Bd 1.