Монастыри россии. Презентация на тему "виртуальная экскурсия по золотому кольцу россии" Изучение нового материала. Лекция учителя

Цели урока:

Познакомить учащихся с удивительными памятниками Древней Руси - монастырями;

Представить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу;

Показать роль монастырей и монашества в государственном и культурном строительстве России.

Задачи урока.

Обучающая: познакомить учащихся с православными традициями монашеской жизни, с монашескими обетами, с монашеским облачением.

Развивающая: понять монашество как воплощение одного из возможных призваний человека; расширять кругозор учащихся, умение работать с учебником, работать в группах, умение анализировать и делать выводы, развивать связную речь.

Воспитывающая: осознать разницу в проявлениях жизненного призвания и случайного желания, воспитывать уважительное отношение к монахам, к правилам монастырской жизни.

Виды деятельности:

Лекция учителя;

Самопрезентации экскурсоводов – учеников;

Работа с историческими источниками;

Анализ исторического материала.

Основные термины и понятия:

Монах (монахиня) – человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи. Сам он считает, что он не столько отказался, сколько согласился: согласился с некиим “зовом” - зовом Бога, который указал ему на его призвание.

Монастырь - обозначает обитель (от глагола “обитать”), в которой живут люди, удалившиеся от общества и посвятившие себя служению Богу, - иноки, или монахи. Монахи дают обеты послушания, смирения, чистоты, совершают подвиги поста и молитвы. Монастыри же бывают мужскими и женскими. Инок, послушник - до пострижения его в "малую схиму" (обусловленную окончат. принятием монашеских обетов и наречением нового имени). И. - как бы "новоначальный монах"; кроме рясы он получает также камилавку. И. сохраняет мирское имя и волен в любое время прекратить прохождение послушничества и вернуться к прежней жизни, что для монаха, по правосл. законам, уже невозможно

Молитва - важная часть духовной жизни верующего человека”, обращение “человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам”, важнейшее проявление общественной и частной религиозной жизни в словесной либо мысленной форме, подразделяется “на славословия, прошения и благодарения”.

Послушание - поведение человека, характеризующееся добровольным подчинением авторитету. Во многих традиционных культурах рассматривается как добродетель.

Облачение – одежды духовенства, церковнослужителей и монахов. По своему значению облачение делится на: а) внебогослужебное облачение духовенства;

б) богослужебное облачение клира; в монашеское облачение.

Тип урока: урок формирования новых знаний, проводится в форме экскурсии.

Необходимое техническое оборудование.

  • Мультимедийный проектор.
  • Компьютер для воспроизведения диска с материалами урока.
  • Диск с материалами урока. (Презентация).
  • Индивидуальный раздаточный материал.

Ход урока

1. Выявление восприятия, мотивация

Каждое из предыдущих поколений, хотело оно того или нет, оставило следы в нашей с вами русской культуре. Что-то остаётся менее заметным для нас, а что-то надолго может остаться в памяти людей. Несомненно, православные монастыри спустя многие столетия вызывают восхищение и удивление во всём мире со стороны не только простых людей, но и профессиональных строителей. Памятники зодчества являются не только украшением любого города и селения, но ведь это ещё и национальное сокровище, и святыни каждого государства. Роль монастыря и монашеских подвигов значимы в жизни общества и государства.

2. Изучение нового материала. Лекция учителя

Монастырь, с одной стороны это- форма организации общины монахов, живущих по определенному уставу и соблюдающих религиозные обеты, с другой - комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных и других построек, огражденный, как правило, стеной. В определении монастыря нас больше интересует вторая его часть. Анализируя понятия, становится ясно, что такие, как церковь и храм, являются почти одинаковыми, но понятие монастырь намного больше по объему и включает в себя первых два, так как помимо помещений для отправки богослужений он вмещает еще и целый ряд других сооружений. Историки-исследователи отмечают, что первые монастыри возникли после введения христианства на Руси в 988 г. князем Владимиром. В это время стали появляться отшельники, которые, отказываясь от мирских благ, ставили своей целью спасение души. На какое-то время изможденный голодом и холодом отшельник становится образом истинного христианина. Понятно, что у них появляются подражатели из числа обычных людей, которые селились поблизости жилищ отшельников. Так стали возникать уединенные заселения - монастыри. Обитатели их, монахи, считались как бы братьями и подчинялись старейшему, игумену, чтили его как отца. Предание гласит, что первый митрополит Михаил основал на одной из гор киевских первый монастырь и церковь во имя архистратига Михаила, неподалеку от того места, где прежде стоял Перун. Впервые годы существования монастыри представляли собой земледельческие поселки, хотя и не похожие на обычные крестьянские хозяйства. Монахи расчищали лес, заводили пашню, разводили огороды и сенокосы. Возле созданных монастырей образовывались села, деревни. В ряде известных случаев около них строились и города. Так, в голодные и суровые годы они кормили сотни голодающих, в годы войны часто в монастырях создавались больницы, гостиницы и богадельни, также монастыри были центрами просветительской и миссионерской деятельности, монастырь же оставался местом убежища и приюта на случай старости и инвалидности. Приобретя государственное значение, монастыри служили делу военной защиты Руси от врагов. Обладая людскими, материальными, духовными ресурсами, помноженными на хорошо поставленные управленческое и организационное начала, они становились как бы "волноломами" на пути движения вражеских полчищ. Так, история свидетельствует о том, как в начале XVII столетия защитники Кирилло-Белозерского монастыря, что под Вологдой, более шести лет выдерживали осаду польско-литовских интервентов.

3. Опережающее задание

Выскажите свое мнение о том, когда в России возникли монастыри и к чему призваны люди, избравшие путь монашеского служения?

Татарское иго привело к разрушению некоторых монастырей, но зато способствовало постройке новых. XIV век был временем особенно сильного развития монастырей на Руси. До половины XV века, за полтора столетия, было основано до 180 новых монастырей. Увеличению числа монастырей способствовали, с одной стороны, льготы, которыми пользовалось русское духовенство от татар. С другой стороны у людей было усилено религиозное чувство. Это произошло под влиянием недавних ужасов татарского нашествия. Особое значение получает Троицкий монастырь, основанный в середине XIV веке Сергием Радонежским. Из него расходились по северу России иноки, которые основывали новые монастыри. В Твери было основано одиннадцать монастырей, в Нижнем Новгороде четыре. Дионисий Суздальский в XIV веке основал на берегу Волги Печерский монастырь. Его ученик Евфимий основал Спасо-Евфимиев монастырь. Макарий Унженский, переходя с одного места на другое, основал в костромских пределах три монастыря.

В одних монастырях насчитывалось до 300 иноков, в других было всего несколько монахов. Малые монастыри, по большей части, не были самостоятельны. Они зависели от больших. В некоторых монастырях монахи и монашки жили вместе. Иногда женские монастыри приписывались к мужским и управлялись игуменами. Каждый монах имел свое хозяйство, жил отдельно. Только для богослужения монахи сходились вместе. Таким характером отличались северные небольшие монастыри, которые имели от 2 до 10 монахов. В XV--XVI веках насчитывалось до 300 вновь основанных монастырей. Монах свободно мог уходить из монастыря, не спрашивая ни у кого согласия. Он избирал себе уединенное место, строил келью, собирал несколько душ братии. В итоге образовывался монастырь. Богатые и знатные люди иногда сами основывали свои монастыри, состоявшие в полной от них зависимости. Большие обители образовывали от себя монастыри-колонии. То есть приписные монастыри, которые оставались в их ведении. Иногда одни монастыри приписывались к другим по распоряжению своего основателя или правительства.

В период с XV по XVII в. были основаны, между прочим, следующие монастыри. В Москве и ее окрестностях был основан Новоспасский, Николаевский на Угреши и Новодевичий монастырь. В Твери: Калязинский, Троицкий Селижаров. В Смоленске Святотроицкий Болдинский. В Казани Успенский Зилантов монастырь. В Новгородско-Псковской земле: Троицкий Александро-Свирский, Тихвинский Успенский, Псково-Печерский. В Двинской области Антониев Сийский монастырь. В Белозерском краю Нилова пустынь и другие. Почти все монастыри, кроме северных, были общежительными. То есть в них жили мужчины и женщины. Некоторые обители служили приходскими церквями. В 1528 году Макарий, впоследствии митрополит Московский, новгородским архиепископом стремился ввести общежитие в северорусских монастырях. Это ему отчасти удалось. Некоторые основатели монастырей, по примеру Феодосия Печерского, Кирилла Белозерского, Евфросина Псковского, сами писали уставы для своих монастырей. Сюда можно было отнести Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, Герасим Болдинского и других. Однако общие основы древнерусского монастырского быта были выработаны самой жизнью, независимо от этих уставов.

Во главе монастырской общины стоял настоятель, а в женских монастырях игуменья. Настоятели обыкновенно избирались монастырским собором, но могли назначаться и епархиальным архиереем, если монастырь от него зависел. Настоятели знатнейших монастырей утверждались в своей должности, а иногда и назначались самим царем. Без благословения настоятеля ничего не могло быть предпринято монастырем, но настоятель должен был совещаться с собором. Хозяйственная часть была сосредоточена в руках келаря, который ведал монастырскими вотчинами. Он подсчитывал все доходы, расходы и сборы. Для этого он имел многих помощников. Казной монастыря заведовал казначей.

Все должностные лица выбирались монастырской общиной. Письменными делами монастыря управлял дьяк или подьячий. По судебным делам монастыря ходатайствовал стряпчий. Прием в монастыри был свободный, но от желающего требовался вклад деньгами или другим имуществом. Только лица, внесшие вклад, считались действительными членами монастырской общины. Принятые без вклада, "Бога ради", не принимали участия в монастырской жизни. Они составляли тот бродячий монашеский элемент, который был так силен в древней Руси. С ним упорно и напрасно боролась духовная власть. Стоглав (церковный документ) предписал принимать в монастыри и без вклада "приходящих с верою и страхом Божьим".

4. Самопрезентации – экскурсии учащихся. Крупнейшие монастыри России.

Презентация 1 . Александро-Невский Сафрониев монастырь

Презентация 2 . Верхотурский Николаевский монастырь

Презентация 3 . Свято-Николаевский монастырь

Презентация 4 . Псково-Печерский монастырь

Презентация 5 . Одигитриевский монастырь

Презентация 6 . Свято-Введенский Толгский женский монастырь

Презентация 7 . Свято-Серафимо-Саровский мужской монастырь

Презентация 8 . Соловецкий монастырь

Презентация 9 . Свято-Данилов монастырь

Презентация 10 . Свято-Успенская Саровская пустынь

Презентация 11 . Новодевичий монастырь

Презентация 12 . Киево-Печерская лавра

Презентация 13 . Боголюбский монастырь

4. Подведение итогов

Монастырь - это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры. Решение вопроса об открытии монастырей принадлежит Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду по представлению епархиального архиерея. Монастыри разделяются по своему подчинению на ставропигиальные и епархиальные. Ставропигиальные монастыри находятся под начальственным наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси или тех Синодальных учреждений, которым Патриарх Московский и всея Руси благословит такое наблюдение и управление. Епархиальные монастыри находятся под наблюдением и каноническим управлением епархиальных архиереев. Сейчас многое делается для того, чтобы возродить лучшие православные традиции и святыни и, прежде всего, это касается восстановления монастырей и церквей. Дело в том, что они являются не просто учреждениями для отправления культовых надобностей верующих, но "духовно-историческими центрами", они составляли как бы камни в основании здания русского государства.

    Слайд 2

    Туристические маршруты «Золотого кольца» проходят по древним русским городам, где сохранились уникальные памятники истории и культуры России, которые являются центром народных ремёсел. В Золотое кольцо входят восемь основных городов - Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир.

    Слайд 3

    Слайд 4

    СЕРГИЕВ ПОСАД

    Назван в честь Преподобного Сергия Радонежского, основавшего Троицкий монастырь. В монастыре получил крещение Иван Грозный.

    Ансамбль монастыря сложен из кирпича и представляет собой классический пример псковского зодчества, включает более 50 различных зданий.

    Слайд 5

    Троице-Сергиева Лавра

    С 1919 по 1946 г. монастырь был закрыт. Сегодня Лавра -действующий мужской монастырь, духовный центр православной России. На территории монастыря находятся Духовные академия и семинария и музей-заповедник.

    Слайд 6

    • Ильинская церковь
    • Вознесенская церковь
    • Успенская церковь
  • Слайд 7

    Слайд 8

    Переславль-Залесский

    Основал город в 1152 г. на пересечении торговых путей князь Юрий Долгорукий. Название города переводится с древнерусского как «перенявший славу».

    Самым известным переславским князем был Александр Невский.

    Слайд 11

    Слайд 13

    Ростовская звонница

    Является достоянием мировой культуры. Состоит из 13 колоколов, которые имеют своё особое звучание.

    Самый большой колокол весит 32 тонны.

    Слайд 14

    Спасо-яковлевский монастырь

    Располагается на западной окраине города, на берегу озера Неро. Панорама монастыря с сочетанием различных по стилю архитектурных форм производит впечатление сказочного чудо-города прекрасно вписанного в приозёрный ландшафт.

    Слайд 15

    Слайд 16

    Ярославль

    Город древнее Москвы и носит имя Ярослава Мудрого. По преданию князь зарубил в овраге медведя, которому поклонялось местное языческое население и поставил на этом месте первый деревянный город, а медведь с секирой стал гербом города.

    Слайд 17

    Спасский монастырь

    В ансамбле монастыря выделяются: ограда и башни, Святые ворота, Спасо-Преображенский собор, церковь Ярославских Чудотворцев, трапезная и настоятельские покои, звонница, ризница, корпус монашеских келий.

    Слайд 19

    Слайд 20

    Кострома

    Была основана в 1152 г. Юрием Долгоруким. Из предания в непроходимых лесах скрывались разбойники, от которых «и совсем проезду не было». Юрий Долгорукий расправился с разбойниками. А на выжженной земле появился город Кострома.

    Слайд 21

    Ипатьевский монастырь.

    Территория монастыря состоит из двух частей: Старого и Нового города. Оба участка обнесены высокими каменными стенами. Старый город имеет форму неправильного пятиугольника. В центре монастыря находится пятиглавый Троицкий собор и звонница.

    Слайд 22

    В 1773г. во время пожара сгорели все деревянные постройки. Екатерина II пожелала видеть Кострому, как свой развернутый веер.

    Торговые ряды

    Слайд 23

    Слайд 24

    Иваново

    Иваново было основано в 1871 годупри слиянии села Ивановои Вознесенского посада. Город известен промышленностью, образовательными учреждениями и революционной историей.

    Слайд 25

    • Щудровская палатка
    • Женский монастырь
    • Деревянная церковь Успения Пресвятой богородицы
    • Дом-корабль
  • Слайд 26

    Слайд 27

    У города - счастливая и заметная в истории страны судьба. Его не раз разрушали, он страдал от пожаров и эпидемий, но возрождался к жизни. Не было в России ни одного крупного исторического события, в котором не участвовал бы Суздаль или его граждане.

    Символом города является Спасо-Евфимиевский монастырь

    Слайд 28

    Суздальский кремль

    Расположен в излучине реки Каменка. Он сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архирейского двора с Рождественским собором.

    Сегодня в здании Золотых ворот расположена одна из экспозиций Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

    Слайд 33

    Дмитриевский собор

    Он украшен резьбой и скульптурой, основная тема которых - прославление мудрой власти.

    Изображено множество символических фигур, преобладают львы и грифоны. Работали русские и византийские мастера.

    Слайд 34

    Золотое Кольцо России неустаревающий, всегда актуальный маршрут, который рассказывает о

    истории российского государства, показывает уникальные памятники истории и архитектуры. Золотое Кольцо-хранилище культурного наследия России, которое нужно сохранить.

Посмотреть все слайды

Юлия Щербакова
Урок-экскурсия (заочный) «Высоко-Петровский монастырь»

Тема урока : Высоко-Петровский монастырь .

Форма урока : урок – экскурсия .

Цель урока : способствовать формированию интереса у учащихся к истории Москвы и православным святыням.

Задачи :

Учебные :

Познакомить с ролью православных монастырей в истории государства;

Сформировать представление о монашеской жизни ;

Познакомить с архитектурным ансамблем монастыря .

Воспитательная :

Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию нашего государства.

Развитие универсальных учебных действий :

Развитие навыка построения устных речевых высказываний;

Развитие способности выделения морального содержания действия;

Развитие способности нравственно-духовного оценивания усваиваемого содержания.

Виды деятельности : диалог, экскурсия, рассказ учителя.

Основные понятия : монастырь , монах , постриг.

Методическое обеспечение : фотоаппарат, блокнот для записей, раздаточный материал (схема монастыря , план экскурсии,

Оборудование : проектор для показа презентации «Высоко-Петровский монастырь » , аудиоустройство для прослушивания аудиозаписи песни «Монастырь » .

Место проведения : Высоко-Петровский монастырь .

Адрес : 127051, Россия, город Москва, улица Петровка, дом 28/2. Тел.: 8(495) 621-37-30. Сайт : http://vpmon.ru/.

План урока

1. Организационный момент. Инструктаж по ПДД и правилам поведения в монастыре .

2. Сообщение темы урока .

3. Беседа с учащимися по прослушиванию аудиозаписи.

4. Постановка проблемного вопроса.

5. Обсуждение значения и роли монастырей в истории России .

6. Знакомство с архитектурным ансамблем монастыря .

7. Закрепление.

8. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сегодня у нас необычный урок : мы совершим экскурсию в монастырь , который дал название улице и бульвару. Мы посетим Высоко-Петровский монастырь .

3. Учитель : Прослушайте песню «Монастырь » и ответьте на вопросы :

О чем поется в песни?

Какие чувства вызывает у вас это музыкальное произведение?

Были ли вы в монастыре ?

Какие монастыри вы знаете в Москве ?

Как вы думаете, на какой улице расположен монастырь ?

Изучение нового материала

4. Проблемный вопрос : легко ли быть монахом ?

5. Монастырь имеет многовековую историю, с которой мы с вами сегодня познакомимся. Лучший способ знакомиться с историей монастырей – это совершать экскурсии. Монастырь - слово греческого происхождения и переводится как «уединенное жилище» . Это религиозная община монахов и монахинь , представляющая собой церковно-хозяйственную организацию, владеющую землями и капиталом; это также и церковные жилые помещения и территория. Монастырем управляет игумен или игуменья.

Роль монастырей на Руси невозможно переоценить. И главная их заслуга перед русским народом в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях велись летописи , донесшие до наших дней сведения обо всех знаменательных событиях в истории русского народа. Процветали в монастырях иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений.

Монастыри значительную часть своих доходов тратили на благотворительные цели. При обителях существовали богадельни, больницы, сиротские приюты, школы, семинарии. Монастыри сыграли также большую роль в обороне и формировании духовности и в культурном развитии русского народа.

Монах - это служитель Богу, добровольно решивший уединится от соблазнов мира и давший обеты нестяжания, безбрачия, непрестанной молитвы и послушания. Принимая монашеский постриг , человек отказывается от своей личной воли, ему дают новое имя. Одежда монахов имеет символическое значение (ряса, подрясник, пояс, мантия, четки, камилавка, клобук) . Черное облачение является символом покаяния, плача о своих грехах и отказа от мира.

Существует три чина пострига :

1. В рясофор (или иночество) ;

2. В мантию (малую схиму) ;

3. В схиму (в великую схиму) .

1. Знакомство с архитектурным ансамблем монастыря .

Слайды №1,2.

От площади Петровских ворот открывается вид на монастырь – это один из древнейших монастырей в городе Москве и история обители связана с образованием Московского княжества.

Иван Калита, озаботившийся объединением вокруг Москвы русских земель, предложил митрополиту Киевскому и всея Руси Петру перенести в окрестности города из Киева митрополитничью кафедру, на что патриарх ответил согласием.

Место под Высоко-Петровский монастырь выделили на берегу реки Неглинки у села Высокое . Первым культовым зданием, построенным на этом месте, стал деревянный храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Первоначально монастырь звался Петропавловским.

В 1326 году митрополит Петр умирает. Местом его упокоения стал Успенский собор в Кремле. Через некоторое время паломники, посещавшие его могилу, заговорили о случаях исцеления от различных хворей. Основываясь на этих фактах, Константинопольский Вселенский собор причислил патриарха к лику святых в 1339 году.

Слайд№3, 4.

Учитель : Мы с вами направляемся в монастырь . /Напомнить ребятам о правилах поведения. / Подойдем к Святым воротам.

При входе в монастырь с улицы Петровки в 1690-1696 годах были сооружены Святые врата с надвратным храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Здание состоит из трех частей. Нижний ярус - Святые ворота - служит главным въездом на территорию монастыря . Во втором ярусе размещена церковь Покрова - молельня настоятелей монастыря . Над храмом возвышается ажурная двухъярусная звонница с луковичной главкой. Каменная колокольня архитектурно завершила западную сторону монастырского ансамбля . Святые ворота были построены по повелению Петра I, который хотел увековечить память о своих родственниках погибших во время стрелкового бунта.

В мире нет ни одного храма, внутреннее убранство которого было бы целиком выполнено из керамики. Покровский храм уникален : здесь престол, иконы, лампады, паникадило и алтарь сделаны из керамических плиток. По благословению Святейшего патриарха Алексея II все освященные вещи и предметы для храма выполнил художник Г. В. Куприянов.

Слайды №5, 6.

От колокольни пройдем направо к небольшому краснокирпичному одноглавому собору Петра Митрополита. Мы с вами в центре монастыря .

Собор святителя Петра Митрополита Московского – главный храм монастыря – был основан на месте деревянной церкви во имя апостолов Петра и Павла, которую после смерти и канонизации митрополита Петра в 1339 году переосвятили в его честь.

В 1514 году старая деревянная церковь была разобрана, и на ее месте итальянский архитектор Алевиз (Новый) Фрязин, выстроил новый каменный столповой собор, освященный уже во имя святителя Петра, Митрополита Московского.

В 1690 г., через год после отстранения от власти царевны Софьи, собор Петра был обновлен в стиле нарышкинского барокко и торжественно освящен в присутствии царя Петра Алексеевича. После чего монастырь стал именоваться Высоко-Петровским . В то же время были расписаны стены монастыря , дожившие до наших дней.

Обратите внимание на архитектуру собора – это столпообразный, восьмилепестковый храм, который венчает двухъярусный шлемовидный купол с крестом.

Расцвет Высоко-Петровского монастыря в XVII веке связывают с покровительством знатного рода бояр Нарышкиных, которые приходились родственниками по материнской линии будущему императору Петру I. Дело в том, что их владения располагались рядом с монастырскими стенами . Нарышкинские палаты вошли в комплекс местных зданий, и обитель стала любимым молитвенным местом семьи. Часто бывала здесь и мать Петра 1 Наталья Кирилловна.

В 1694 году монахи Боголюбского монастыря преподносят юному Петру икону – список чудотворного образа Боголюбской иконы Богоматери, в честь которой будущий император повелел в 1684 году построить одноименный храм. Культовое сооружение стало усыпальницей рода бояр Нарышкиных. Под его сводами покоятся 18 родственников великого Петра I.

Слайд №8.

На территории монастыря , по соседству с Боголюбской церковью, возвышается небольшая часовня, установленная над могилой Кирилла Нарышкина.

Слайд №9.

По другую сторону от собора Петра Митрополита стоит очень похожее на Боголюбскую церковь храмовое здание, также увенчанное пятиглавием. Это собор во имя преподобного Сергия Радонежского, построенный в 1690-1694гг в память спасения Петра I от стрелков за стенами Троице- Сергиевского монастыря в 1689г . Прототипом для этого храма послужила трапезная церковь в Троицкой обители.

Слайд №10.

Напротив входа в собор Петра стоит миниатюрная церковь, построенная 1740-1750 гг. на средства потомков Нарышкиных в честь Толгской иконы Божией Матери. Праздник этой иконы приходится на 21 августа, именно в этот день в 1689г. Петр I бежал из Москвы под защиту Троице-Сергиева монастыря . В память об этом событии храм был назван Толгским.

Слайд №11.

В XVIII веке над южными вратами возводится надвратный храм святого Пахомия Великого. В1914 году церковь переосвятили во имя апостолов Петра и Павла.

Слайды №12,13.

Украшением Высоко-Петровского монастыря является корпус братских келий. Арочная галерея-гульбище окаймляет высокое двухэтажное здание со двора, а окна второго этажа украшены красивыми колончатыми наличниками. Особенно впечатляет келейный корпус со стороны Петровки.

2. Закрепление.

Наша экскурсия подошла к концу. Благодарю вас за участие в уроке -экскурсии и внимание к предъявленной теме.

Подведем итоги.

1. Проблемный вопрос : как вы думаете, легко ли быть монахом ? (Ответы учащихся)

2. Работа с терминами и их определением

Как называется настоятель монастыря ? (Игумен)

Вкушение пищи, сопровождаемое чтением жития святых. (Трапеза)

Строгие обязательства монаха . (Обет)

Облачение, окутывающее все тело в знак жизни под Божией защитой? (Мантия)

3. Назовите храмы на территории монастыря . (Ответы учащихся)

4. Где расположен храм Покрова Богородицы? Почему он называется надвратным? (Ответы учащихся)

8. Домашнее задание.

Провести экскурсию для родителей по Высоко-Петровскому монастырю по составленному плану (смотри раздаточный материал) .

Литература, источники

Московский институт открытого образования, лаборатория истории, культуры и религий. Курсы повышения квалификации учителей по ОРКСЭ, ОПК http://mioo.seminfo.ru/course/

Методические материалы по Основам православной культуры. http://wiki.iteach.ru/index.php/Основы_православной_культуры

12 уроков Православия . http://www.12urokovpravoslavia.ru/index.html

Методическое пособие к учебнику О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О. Н. Яшиной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», М., 2014

Смирнов Е. И., История христианской церкви, М., 2007

Тихон (Полянский, иером. Путешествие в историю русских монастырей . М., 2007

Муромский Спасо-Преображенский монастырь («Спасский что на Бору») — мужской монастырь, расположенный в городе Муроме, на левом берегу реки Оки. Древнейшая иноческая обитель на Руси была основана князем Глебом (первый русский святой, сын Крестителя Руси великого Киевского князя Владимира). Получив в удел город Муром, святой князь основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь он построил храм во имя Всемилостивого Спаса, а затем и монашескую обитель.

Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича.

В стенах монастыря пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы, преп. Серафим Саровский посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Одна страница истории монастыря связана с царем Иваном Грозным. В 1552 году Грозный пошел на Казань. Один из путей его рати лежал через Муром. В Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Там Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги. Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм.

Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой — она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Но Спасо-Преображенский выстоял. В 1878 году со Святой горы Афон настоятелем архимандритом Антонием в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной Святыней обители.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании, произошедшем в Муроме 8—9 июля 1918 года. С января 1929 года Спасский монастырь заняли военные и частично отделение НКВД, в это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц был прекращен.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счетной палаты Российской Федерации.




Совершая поездку в монастырь, к источнику духовной и нравственной чистоты, многие как будто заново открывают мир. Всякий монастырь имеет свою, не схожую с другими историю. Новоспасский монастырь Данилов монастырь Рождественский монастырь. Андроньевский монастырь




Тема экскурсии: «УЗНИЦЫ МОСКОВСКИХ МОНАСТЫРЕЙ» Монастырские легенды и предания, история их создания, таинственные судьбы, загадки, спрятанные за толстыми стенами женских монастырей. Вид на Рождественский монастырь Художник Александр Косничев В музее Новодевичьего монастыря




Сабурова Соломония Юрьевна (ок декабря 1542) первая жена Великого князя Василия III. Дочь дворянина Юрия Ивановича Сабурова. Рано лишилась матери, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца). Отличалась добротой и набожностью. В 1505 году Василий Иоаннович женился на Соломонии. Ее выбрали из 1500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны. Брак был бездетным. После 20 лет супружества Василий III развелся с Соломонией. В 1525 Соломонию насильно привели в Московский Рождественский монастырь и постригли с именем София, а позже ее заточили в Покровском монастыре Суздаля. Существовует легенда, что Соломония во время пострижения была беременна и уже в монастыре родила мальчика, которого она отдала в надежные руки, а сама объявила, что новорожденный скончался. По легенде выросший сын Соломонии стал, знаменитым разбойником Кудеяром, о котором сложена «Песня о двенадцати разбойниках». Этой историей очень интересовался Иоанн Грозный, он потребовал все архивы, касавшиеся дела Соломонии. Так рассказывает легенда. Однако при реконструкции монастыря в 1934 году было обнаружено тайное захоронение, в котором оказалась тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки. Василий III Иванович


Анна Ивановна Колтовская - царица, 4-я жена Ивана Грозного, дочь дворянина московского И. А. Колтовского. Иван Грозный женился на 18-летней Анна и прожил с ней 3 года. Поскольку Анна вела себя очень независимо по отношению к ближайшему опричному окружению царя, и многие опричники были казнены при ее содействии, опричная верхушка по приказу царя Ивана Грозного в 1575 г. ее заключили в Рождественский монастырь. Там царицу насильно постригли под именем Дарии; церемонией пострижения руководил Малюта Скуратов-Бельский. Однако на том Иван не остановился, и в тот же день ее постригли в схимонахини, надев на нее схиму черную груботканую рясу с белым черепом на груди, что означало смерть всех земных радостей для постриженной и одиночество до последнего дня жизни. Схимонахиню Дарью отвезли в подземную келью, где она и пребывала в одиночестве много лет. После смерти Ивана ее выпустили из подземелья, но она продолжала оставаться в монастыре и скончалась в августе 1626 года, пережив, таким образом, своего венценосного супруга более чем на сорок лет. Ивана Грозного


Ворота монастыря. Собор Иоанна Предтечи (гг.) Ивановский монастырь,– один из самых таинственных и загадочных монастырь Москвы. Загадочная монахиня Досифея – легендарная княжна Тараканова. Кто она самозванка или наследница русского престола? «Убивица и кровопивица» - Салтычиха. Хлыстовская «Богородица» - Анастасия. Таинственная ясновидящая Марфа. Жены царевича Ивана – сына И. Грозного.


Салтыкова Дарья Николаевна (или 1801, Москва), известная под именем ""Салтычихи"" и ""людоедки"". Помещица Подольского уезда Московской губернии.В течение 7 лет замучила до смерти 139 душ, преимущественно женщин, в том числе несколько девочек лет. Главной причиной ее гнева было нечистое мытье платья или полов. В1768 году она была приговорена к смертной казни, которая была заменена пожизненным заключением в монастырской тюрьме. В Москве была устроена показательная гражданская казнь, Салтычиха была возведена на эшафот, прикована к столбу, причем у нее на шее был привешен лист с надписью: ""мучительница и душегубица"", и после часового стояния заключена в подземельную тюрьму в Ивановском московском девичьем монастыре, где и сидела до 1779 года под сводами церкви, а затем до самой смерти в застенке, пристроенном к стене храма. Ни разу она не обнаружила раскаяния. Салтыкова Дарья Николаевна


Схимонахиня Марфа погребена в монастыре, известная своей благочестивой жизнью, скрытой под видом юродства. Прах ее покоится под церковью, у западного столпа, где и обложена по приказанию митрополита Филарета ее гробница. Схимонахиня Марфа известна как узорошительница. На могилу ее приходили служить панихиды беременные женщины и получали помощь. Ни о ее происхождении, ни о ее образе жизни ничего неизвестно. На верхней плите ее могилы вычеканена следующая надпись: "7146 (1638) г. марта в 1-й день на память святые преподобномученицы Евдокии преставися раба Божия девица Дарья, во инокинях схимница Марфа юродивая". Иоанно-Предтеченский монастырь


К.Флавицкий."Княжна Тараканова в Петропавловской крепости во время наводнения" г. В конце XVIII - начале ХIХ веков в обители содержалась еще одна таинственная затворница, по преданию - родная дочь Императрицы Елизаветы Петровны от тайного морганатического брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским. По повелению Екатерины II в 1785 году дочь Елизаветы Петровны была доставлена из-за границы, представлена императрице и "для блага России" пострижена в монашество с именем Досифеи. Царственная инокиня содержалась в строжайшем затворе около 25 лет. Свой невольный затвор она обратила во спасение своей души и душ тех ближних, кто приходил к ней с верой за помощью. После смерти Екатерины II к старице Досифее Тараканове стали допускать народ, тогда и явлены были миру дары молитвы и прозорливости, которыми щедро наделил Господь смиренную инокиню, принявшую крест свой от руки Божией. Досифея Тараканова


Новодевичий монастырь - самый красивый и аристократический монастырь Москвы. Тайны жизни и смерти монастырских узниц, бывших царских жен, дочерей и невесток, насильно постриженных в этот престижный монастырь. (Евдокия Лопухина, Софья Милославская, Ирина Годунова) и др. Амвросиевская церковь с палатами Ирины Годуновой (XVI-XVII вв.) Преображенская церковь (гг.) Смоленский собор (гг.) Ограда монастыря (южная стена).




Софья Алексеевна, правительница России в, дочь царя Алексея Михайловича от брака с М. И. Милославской.«Первым» царём был провозглашен Иван V Алексеевич, а «вторым» ПетрI,Софья 29 мая стала регентшей при обоих царях. Софья фактически возглавила правительство. В 1689 произошёл разрыв между Софьей и боярско-дворянской группировкой, поддерживавшей ПетраI. Партия ПетраI одержала победу. Софья Алексеевна была заточена в Новодевичий монастырь. Во время Стрелецкого восстания 1698 сторонники Софьи намеревались «выкликнуть» её на царство. После подавления восстания Софья Алексеевна была пострижена под именем Сусанны. Перед окнами ее кельи Петр велел повесить несколько трупов казненных стрельцов. Софья оставалась в Новодевичьем монастыре, она содержалась там под самым строгим надзором. Умерла Софья в1704году. Софья Алексеевна, царевна Царевна Софья. Художник И.Е. Репин


Ирина Фёдоровна Годунова сестра Бориса Годунова и супруга царя Федора Иоанновича. Её брак с Фёдором Иоанновичем совершился по воле Грозного в 1580 и послужил новой ступенью для возвышения Годунова, влияние которого на Фёдора Иоанновича в значительной мере основывалось на любви последнего к Ирине. Тем не менее, противники Годунова, Шуйские, решили устранить Ирину и таким образом подорвать влияние Бориса: они решили просить царя Фёдора развестись с Ириной по причине её бесплодия.Годунов узнал, однако, о нём заранее и расстроил его. После смерти Фёдора Иоанновича (7 января 1598) бояре, опасаясь бедствий междуцарствия, решили присягнуть Ирине, но она на девятый день после смерти мужа удалилась в Новодевичий монастырь и постриглась там, приняв имя Александры; вплоть до избрания Бориса царём боярская дума издавала указы от имени «царицы Александры». Умерла в Амвросиевская церковь, трапезная, палаты Ирины Годуновой, XVI - XVIIвв.


Евдоки́я Фёдоровна (Прасковья Илларионовна), царица первая супруга (с 27 января 1689) Петра I, дочь боярина Лопухина. От этого брака родились трое сыновей: двое умерли в младенчестве, в 1690 году родила царевича Алексей. Пётр быстро охладел к Евдокие, не любил её родни, приверженцев старины, скоро сблизился с красавицей немецкой слободы Анной Монс. В1696г. Пётр из Лондона поручал Л. Нарышкину уговорить Евдокию постричься. Евдокия не согласилась; твёрдо стояла за свои права, но в 1698г.насильно пострижена в Суздальско-Покровском монастыре под именем Елены, через полгода сняла рясу и стала жить мирянкой; была в связи с майором Глебовым. С воцарением Петра II, переехала в Москву и жила в Новодевичьем монастыре. Существуют свидетельства, что, пережив Петра II, Евдокия Фёдоровна отказалась от престола, предложенного ей членами Верховного тайного совета. Умерла в 1731 при правлении императрицы окружённая почётом. Похоронена в соборной церкви Новодевичьего монастыря. Евдоки́я Фёдоровна


Использованная литература. 1. М.А.Ильин. МОСКВА. "Искусство", Москва, МОСКВА. Атлас туриста. ГУГК при Совете Министров СССР, Москва, 1989 г. 3. Л.В.Цюрик НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ, "Советская Россия", Москва, 1970 г. 5. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. - М., Элиаде М. Священное и мирское. - М, С Новалис Г. фон О. Фрагменты. Ученики в Саисе. - СПб., С Энциклопедия символов, знаков, эмблем. - М., Флоренский П. А. Иконостас. - М., Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г. 11.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 31 (61). – СПб., 1900.