Эстония. Религия и государство, роль религии в политике Какая религия у эстонцев

В Эстонии всего несколько деревень, где нет ни одной церкви, а в большинстве больших и маленьких городов их несколько.

В основном, эстонские церкви были построены балтийскими немцами, вследствие чего лютеранство закрепилось в качестве основной религии.

Сегодня церкви открыты для еженедельных проповедей по воскресеньям и часто используются в качестве мест проведения религиозных и нерелигиозных концертов.

Церковь Нигулисте , расположенная в Старом Городе Таллина, особенно интересна для изучения художественных аспектов лютеранской истории.

Сейчас церковь открыта только в качестве музея и больше всего известна хранящимся здесь полотном Бернта Нотке "Пляска смерти " (1470 г.).

На протяжении веков оригинальное полотно сильно пострадало, сейчас доступно лишь 7,5 из приблизительно 30 метров его длины, однако, оно остается самым ценным произведением искусства в Эстонии.

Часто вдоль морского побережья встречаются небольшие деревянные церквушки, построенные в скандинавском стиле, особенно привычны они на островах Сааремаа, Муху, Кихну, Рухну и в северной части Эстонии.

Царская Россия , в свое время, приложила усилия для распространения в Эстонии влияния Православной церкви, построив Собор Александра Невского на Тоомпеа, в самом высоком месте старого Таллина.

Собор стал популярен среди туристов, привлекая их золотыми куполами и захватывающими интерьерами. Неподалеку от Нарвы находится Пюхтицкий монастырь , самый большой и единственный православный монастырь в Эстонии.

Территория монастыря открыта для посещений: прогуляйтесь в его прекрасных цветочных садах, полюбуйтесь уложенными в традиционную поленницу дровами, испейте целебной Святой воды из его источника и зайдите в саму церковь. Помните, что женщинам положено заходить в церковь с покрытой головой.

Неподалеку от Чудского озера до сих пор живет сообщество староверов, отколовшихся от русской Православной церкви в 17 веке.

Поскольку использование электричества у староверов строго запрещено, местная церковь Рая освещается исключительно свечами из пчелиного воска и потому предстает в удивительном свете во время проповедей.

Крестьяне-староверы у Чудского озера живут согласно древнему русскому обычаю, позволяющему иметь только одну улицу в деревне, поэтому побережье Чудского озера напоминает один длинный проспект, проходя по которому можно наблюдать одну деревню, сменяемую другой.

Лучше всего понять культуру староверов можно посетив исчерпывающую фотовыставку, расположенную в старой аптеке деревни Касепяэ, ныне именуемой культурным центром AmbulARTtoorium. Посещение центра бесплатно и возможно практически в любое время - просто позвоните по номеру телефона, указанному на двери.

Единственная синагога в Таллине открылась в 2007 году. До начала Второй Мировой Войны еврейские общины имелись в Тарту и Валга, но последняя довоенная синагога была разрушена в 1940 году.

Мусульманская община Таллина довольна мала, поэтому здесь нет мечетей, но местные мусульмане собираются в Мусульманском доме, расположенном в Кадриорге.

Единственная атеистическая церковь в Эстонии находится на острове Кихну. Выдержанная в стиле традиционной скандинавской архитектуры, эта епископальная церковь приветствует все религии.

Язычники и почитатели Земли в Эстонии формируют сплоченные общины. Их празднества, сборища и культовые обряды проводятся в летнее время по всей Эстонии.

Для человека, не вхожего в их среду, принять участие в таких мероприятиях достаточно сложно, однако, некоторые из них они проводят в парке Соомаа . На таких мероприятиях они обычно всей общиной строят традиционные деревянные лодки из цельного бревна.

Один из самых часто встречаемых богов в языческой Эстонии звался Таара (укороченное от Таарапита, или Тхарапита).

Общность эстонского бога Таара и скандинавского бога викингов Тора может прослеживаться и в том, что, по поверьям, Таара был особенно силен на островах, в частности, на заселенном викингами острове Сааремаа.

В Эстонии нет храмов поклонения языческому богу Таара , но почти в каждом округе найдутся жертвенные деревья или скалы, по легендам обладающие особой силой, у которых древние жители приносили жертвы языческому богу.

14:50 — REGNUM Самой распространенной религией в Эстонии является православие, к которому относят себя 16% жителей страны в возрасте от 15 лет и старше. Об этом сегодня, 29 апреля, сообщили в эстонской общественно-правовой телерадиокорпорации ERR со ссылкой на данные Департамента статистики Эстонии. Считающееся "официальной государственной" (мероприятия с участием руководителей страны с прямыми трансляциями по госТВ и радио, государственные праздники) лютеранство заняло второе место - с 10% от всего населения Эстонии. Также примечательно, что если русскоязычные жители Эстонии в большинстве (более 50%) считают себя религиозными людьми, то у эстонцев этот показатель составил 19%.

Согласно данным переписи населения Эстонии 2012 года, религиозными людьми признали себя 320 тыс. 827 жителей Эстонии (29% всего населения). 54% жителей Эстонии не относят себя ни к одному из религиозных течений. 14% жителей Эстонии отказались уточнять свое отношение к религии.

Итоги переписи населения Эстонии 2012 года в вопросах вероисповедания являются по своему сенсационными, так как до сих пор православие в Эстонии считалось второй конфессией по численности верующих после лютеранства. Но даже и ранее признавалось, что православие в Эстонии благодаря русскоязычному населению страны являлось равным лютеранству по уровню влияния на жизнь в стране. Так, по числу церквей, молелен и святых мест православие может считаться первой религией Эстонии.

Исторически православие не несло с собой такого агрессивного наступления на эстонские традиции и быт эстонских древних племен, как западноевропейское христианское рыцарство. Более того, православные наравне с эстонцами долгие столетия находились на территории современной Эстонии в положении "оккупированных" и угнетенных, что, безусловно, сближает русских Эстонии с эстонским этносом в исторических параллелях. Православие первым пришло в древнюю языческую Эстонию в Х веке - первая церковь была именно православной. И первые эстонцы были обращены именно в православие. Первый президент Эстонии Константин Пятс был православным, как и сотни других известных общественных, политических и военных деятелей Первой Эстонской Республики. Самый известный религиозный деятель, родившийся в Эстонии, - это безусловно Патриарх Русской Православной Церкви с 1990 по 2008 годы Алексий Второй (Ридигер), названный русскими жителями Эстонии самым известным эстоноземельцем. Благодаря оппозиционной левой Центристской партии Эстонии, выступающей за налаживание отношений с Россией и возглавляющей таллинскую мэрию, в Таллине появилась площадь имени патриарха Алексия Второго.

Итоги переписи населения тем показательнее, что современными властями Эстонии православие разбито, причем искусственно, на две неравные доли (Эстонская Православная церковь Московского Патриархата - ЭПЦ МП и Православная церковь Эстонии Константинопольского Патриархата - ПЦЭ КП). Официальная Эстония игнорирует праздники православного календаря, как и контакты с православной общественностью и представителями православной церкви. Также до сих пор официальные власти страны так и не решили вопрос с недвижимостью ЭПЦ МП, отобранной у нее и переданной ПЦЭ КП.

Официальной религии нет. Согласно переписи 2000 года, лютеране составляют 13,6 % населения, православные — 12,8 %, представители других направлений христианства (адвентисты, методисты, католики, пятидесятники) — 1,4 %. 34,1 % населения не причисляют себя к какой-то конкретной религиозной группе. 6,1 % жителей не исповедуют никакой религии.

Эстонцы традиционно отличались весьма слабой приверженностью ценностям христианства, поскольку католицизм, а в дальнейшем — лютеранство строго ассоциировались у местных жителей с немецким влиянием.

Конституция 1920 года гарантировала свободу вероисповедания, а в 1925 году церковь была отделена от государства.

Активная борьба Советского государства с влиянием религии и церкви, общая тенденция к дерелигизации общественной жизни, заметная по всему евроатлантическому региону, а также приоритетная ориентация на ценности ЕС, отражающие традицию европейского секуляризма, привели к тому, что сегодня роль религии в эстонской политике и общественной жизни невысока. Хотя в стране существуют партии, включающие упоминания о христианских принципах в свои названия и программы, они имеют весьма ограниченное влияние на политический процесс, а обращение к христианству носит в значительной степени традиционный характер.

Наличие в стране крупной православной общины объясняется не только наличием большого числа православных русских и украинцев, но и проводившейся в XIX века политикой русификации, призванной подорвать позиции балтийских немцев, когда многие эстонцы оставили лютеранство (религию немецких господ) и перешли в православие.

В годы существования первой Эстонской Республики православное население перешло под руководство Константинопольского патриархата, а при советской власти снова подчинилось Московскому патриархату. В 1991 году была предпринята попытка восстановить ситуацию межвоенного периода, однако в итоге было принято решение о сохранении Эстонской православной церкви (на правах автономии) в составе РПЦ. В 2002 году в рамках курса на улучшение отношений с Россией эстонское правительство предоставило официальный статус Русской Православной Церкви. Вместе с тем с 1996 года на территории Эстонии действует и Эстонская апостольская православная церковь, которая продолжает традиции 1923-1940 годов и находится в конфликте с Московским патриархатом из-за права на исключительное представительство интересов православных в Эстонии.

В 2018 году Всемирный день религии выпадает на 21 января. Праздник был внесен в календарь событий в 1950 году по инициативе ООН. Его целью является распространение информации и знаний о существующих религиях, а также призывы к терпимости и согласию между людьми разной веры.

История религий — это во многом история человеческой культуры и цивилизации. Чувство общей веры объединяет миллионы людей, даже если они находятся в разных уголках планеты.

На земле существует множество различных религиозных традиций и верований. Самые распространенные из них — христианство, ислам, иудаизм, буддизм, индуизм и зороастризм, но все они имеют что-то общее. Поэтому главная идея, лежащая в основе Всемирного Дня религии, состоит в том, что вера необходима для всеобщего объединения людей.

Лютеранство и другие движения

Эстония считается одной из наименее религиозных стран в мире. Среди верующего населения Эстонии в основном преобладают сторонники христианства — православные и лютеране. Христианство было привнесено в страну тевтонскими рыцарями в XIII веке. До начала Второй мировой войны Эстония была примерно на 80% протестантской, и в основном в это число входили лютеране.

До наступления Реформации в начале XVI века единовластвующей конфессией в Эстонии было католичество. А после распространения в стране в 20-х годах XVI века Реформации самая большая конфессия была сформирована из лютеранской церкви.

Поскольку большинство церквей на территории Эстонии было построено прибалтийскими немцами, именно лютеранство и стало основной религией среди населения страны. До конца XIX века священники в церковных приходах были в основном немецкоязычными.

По данным переписи населения за 1934 год, примерно 4/5 жителей Эстонской Республики причисляли свою принадлежность к лютеранской церкви.

Православная церковь также считается одной из старейших христианских конфессий в Эстонии, однако первое масштабное вступление эстонцев в православие произошло лишь в середине XIX века. Одной из основных причин была надежда у крестьян вместе с принятием "царской веры" получить землю.

После установления в Эстонии советской власти в стране начали происходить различные реорганизации, в том числе и затрагивающие религиозную жизнь, целью которых было вытеснить религиозные институты на всех общественных уровнях. В связи с этим был закрыт теологический факультет Тартуского университета, запрещена деятельность многих религиозных организаций и закрыты периодические духовные издания.

В 1960 году в Эстонии начала развиваться пропаганда советской марксистской идеологии атеизма, которая привела к тому, что большинство молодого поколения отошло от религии и значительно уменьшилось число религиозных церемоний. Не редкими были случаи увольнения с работы или отчисления из университетов общественно-активных верующих, репрессировали священников.

Однако после распада СССР, когда ослабел контроль органов власти над религиозной деятельностью, эта сфера общественной жизни вновь обратила на себя внимание. Восстановили свою деятельность многие религиозные движения. Например, такие как Свидетели Иеговы, последователи бога Таара, а также появился ряд новых в местном контексте религиозных движений.

В 1989 году был основан Совет Церквей Эстонии, в который входят наиболее крупные церкви страны. Цель Совета — объединение всех христианских церквей и приходских союзов для духовного развития общества на основе принципов христианства. Совет является единственной религиозной организацией, получающей дотацию из государственного бюджета.

Религия сегодня

В последнее время религиозное положение в Эстонии значительно отличается от положения в соседних государствах. В сравнении со многими другими европейскими странами, в Эстонии все чаще прерывается традиция принадлежности к церкви или другим религиозным группам. В основном это связано с семейными ценностями и получением права для человека выбрать вероисповедание самому, а не автоматически при рождении.

Переписи населения между 2001 и 2011 годами показали, что православие стало крупнейшей христианской конфессией в стране по большей части за счет увеличения числа атеистов среди этнических эстонцев.