Дух душа и тело их свойства. "Душа" и "Дух" - в чём отличие этих понятий? Проявляющиеся составляющие духа

076.19022015 Звездные лоцманы — исследователи граней реальности. Они находятся в вечном поиске, их корабли бороздят просторы Вселенной. Звездные лоцманы помимо исследовательских задач ставят перед собой определенную цель — чертить звездные карты Космоса. Запись обновлена 6.10.2019

На сегодня, то есть 19 февраля 2015 года известно примерно 777 тысяч карт. Многие из них зашифрованы а ключи хранятся в тубусах. Тубус за плечами — характерная особенность звездного лоцмана. В тубусе находятся все звездные карты Космоса. За звездными лоцманами охотятся пираты. Эта тема наиболее излюбленная студиями Золотого Каньона. Звездные лоцманы сообщают нам немало интересного о мире. Свои находки они передают в Большую Сатаронтскую библиотеку. Что интересненького будет на этот раз? Что нибудь поинтереснее.

Многие ли четко знают о духе и о душе? Как они соотносятся друг с другом? Какую роль в эволюции им отводится? Пора прочистить окуляры внимания и навести резкость в этом вопросе. Раммон Аден известен не только как основатель школы эзотерических искусств в Пасадене, но как звездный лоцман. Ему и слово.

ДУША И ДУХ. (тема ну очень серьезная!)

Понятия «душа» и «дух» очень часто путают друг с другом. Нередко их считают синонимами. Раммон Аден утверждает, что «человек есть обитающий в теле дух,
у которого есть душа. Дух - то, чем он является, а душа - то, чем он обладает». Дух есть та божественная, бессмертная и вечная часть, искра божественной
эманации, которую мы храним в глубочайших тайниках нашего существования. Это сила Бога, вечный и неугасимый свет которой освещает нас в решающие моменты
нашей жизни. Бога можно уподобить огромной массе воды, которая с головокружительной быстротой рассеивается на миллионы капелек, эквивалентных духу отдельного
человеческого существа. Таким образом, человек представляет собой воплощенный в теле дух.
Душа - обладающая разумом животная часть, или скорее то, что мы называем личностью, постепенно формирующейся в результате соединения духа и тела. Когда человек
испытывает печаль или погружен в глубокую депрессию, именно душа ощущает это прежде всего. С другой стороны, когда кто-то говорит «Я — то, что я есть» -
именно дух заявляет о себе таким образом.
Главная цель человека состоит в достижении брачного союза между душой и духом. Для этого необходимо воспитывать душу, наделяя ее сознательностью и разумностью.
Душа подобна молодому животному или малому ребенку, которого мы должны подчинить своей воле, чтобы научить его послушанию в любое время, ибо если случится
иначе, то это будет означать, что нами руководит животная часть.
Когда душа обретет сознательность и разумность, мы сможем поступать по своему усмотрению с силами Природы.
Герметический закон Связи гласит: «Как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху». Применяя его к человеку, то есть микрокосмосу, мы можем утверждать,
что все находящееся у нас внутри существует также и вне нас и, таким образом, тот, кто подчинил себе свою внутреннюю природу, сможет также добиться власти
и над природой внешней.

Алхимия, традиционное искусство оккультизма, учит тому, как превращать простые металлы в золото. В духовном смысле алхимическая трансмутация символизирует
переход страстей в добродетели. Душа, сбрасывающая шлак неукротимых эмоций и низменных страстей, подобна сверкающему золотому щиту, который защищает человеческое
существо от зла и нищеты.

и тут рассеялась мгла и сквозь туман проявились строки из Энциклопедии юных Сурков:

И сказал Господь душе:
Я даю тебе миллион лет – для тебя это вечность – даю, чтобы ты познал созданные мною Законы этого Мира. Познав их, ты сможешь стать моим помощником.
- Ты готова?
- Да.
- Тогда иди и готовься к воплощению.
- А что такое воплощение?
- Ты утратишь свободу, но обретешь физические формы, называемые телом. У этого тела есть органы чувств с помощью которых ты и будешь познавать мир.
- но это же неудобно. Зачем такие ограничения? Я не могу воспринимать весь спектр излучений мира.
- я компенсирую тебе этот недостаток. У тебя останется второй механизм контакта с миром – непосредственно, этот способ называется интуицией. Ты будешь жить в сердце, самом важном органе физического тела.
Эти два механизма в совокупности будут давать тебе главное – адекватно воспринимать мир во всём спектре излучений.

Запомни тайну – эти два механизма должны быть в равновесии.
Эту тайну знает душа, но не тело. Воплощённое в тело, ты забудешь мои слова, так как у тебя пока нет механизма памяти, созданного физическим телом.
Ты должен сам, понять, осознать эту тайну. Рано или поздно ты это сделаешь, значит ты на правильном пути.
Тебя вдруг озарит, это будет вспышка осознания этого мира.

Озарено 25.06.2018:

Душа это невидимая космическая эманация, которая состоит из элементов не подверженных порче. По внешнему виду душа напоминает туман, по консистенции — пыль. Эта пыль окутывает физическое тело, повторяя его формы.

Мне могут возразить — а эфирное тело? Да, оно тоже повторяет контуры тела человека, но у души и эфирного тела различные функции. И не надо путать эти две субстанции тонкого мира.

Да, они невидимы глазом, но эфирное тело все-таки можно рассмотреть, если поднять свою ладонь к свету. Посмотрите повнимательнее — будто есть что-то вокруг ваших пальцев. Да? Поздравляю — это и есть ваша защитная форма — эфирная оболочка.

Теперь вернемся к душе. Душа не только закрывает собой тело, она ещё предохраняет тело от гниения, разложения. А этот процесс зависит от того, сколько вибраций Зла набрал человек.

Опять же — вы можете возразить — во Вселенной нет ни добра ни зла. Эту дуальность мира придумал человек, который когда-то расщепил свой разум, изолировав его от Вселенского Разума.

Именно тогда, человек изолировал себя от Бога и автоматически создал Зло. Но это понятие появилось только в человеческой стадии развития души. В животного мире Зла нет. Там есть инстинкты.

Спросите меня? Почему так? И я отвечу — только человек создал и создает самые совершенные способы убийства себе подобных. И других примеров Зла немало. Человек кроме Бога создал, для развлечения или устрашения себе подобных — Дьявола. Ах, как удобно и заманчиво стремиться к власти, чтобы угнетать себе подобных.

Вот вам и ещё один признак Зла. Не призрак, а реальная сила.

И от этого Зла, которое стало обладать реальной энергетикой, и защищает душа тело. Если бы душа не защищала тело, то тело распалось бы за считанные дни.

Чтобы выполнять свои функции, душа непрерывно питается извне. Ведь космос един. Космос в отличие от Хаоса это духовный дом. Только глупцы воспринимают космос как пустоту.

Но… Пустота… Это понятие доступно (в самом глубоком аспекте) для понимания только Лично я не отношусь к их числу. Но я изучаю Дзен насколько могу.

Душа может заболеть как и тело. Душа имеет своего повелителя — Духа. Если заболел дух, то болеет и душа. Заболевая, душа передает свой недуг физическому телу.

Надо четко разделять понятия души и духа в практике нашей жизни чтобы знать, когда лечить душу, а когда тело.

Многие монахи, гуру, святые, йоги, адепты, посвященные способны подчинять себе физическое тело. Если вы осознаете себя как воплощенный Дух то это первый шаг к этому искусству.

У души есть и другие задачи, например, жизнь после смерти физического тела. Душа покидая тело, обвивает дух и не покидает его до следующего воплощения.

Но если человек не верит в бессмертность своей души, то энергетика Неверия рассеивает душу человека и Дух, освобожденный от души, покидает путь развития. Сансары для него нет. Дух сливается с Духом Вселенной.

А душа постепенно рассеивается в пространстве.

Всё есть вибрация. Это надо знать. Чем больше частота вибраций, тем больше энергетика объекта, явления. Стремиться к Святости — значит сознательно повышать свою энергетику.

У добрых людей энергетика однозначно выше. Душа постоянно растет, от воплощения к воплощению. В ней и отрицательные и положительные вибрации. Это условно. Отрицательные — низкая частота, положительные — высокая частота. Каждая душа обладает своей структурой накопленных энергий.

Нет во Вселенной душ только положительных или только отрицательных. Выбирая свой путь, человек будет наращивать либо минус либо плюс своей души. Как поет Высоцкий — душа обязана трудиться и день и ночь.

Если душа тяготеет к телу, то она набирает минус. Таких людей видно издалека. Люди страдающие заболеваниями из—а склонности к обжорству. К примеру.

Если душа тяготеет к духу то она набирает плюс. В разных странах различно отношение к этому. В Индии, например, это легче, в России сложнее — у нас мат перемат считается национальной культурой. У нас отношение к людям с высокой духовностью — презрительное — очкарик, интеллигент сопливый. Это всё от низкой культуры изначально. Но россиян дурят юмористы. Они — говорят — Россия — страна высокой духовности. Ау! Можно щелкнуть пальцами. Вы, юмористы, это кому говорите? Сейчас мат даже в ТВ попадает! На ТНТ сплошная похабщина.

Душа предоставляет телу возможность развиваться как в одну, так и в другую сторону. Тут на арену выходит ЭГО человека. Вот где схлестываются противоположности! Эго стремится к власти, богатству, манипуляциям и т.д. Всё это противно природе души.

Единственно, что может гарантировать тело — полное излечение от всех болезней, если человек выбирает не Эго, а душу.

Как лечит душа? Я вам и это расскажу.

Новое о духе и душе. 6.10,19 Источник нашей вселенной — энергия. Что такое энергия? Абсолют, проявленный в пространстве и времени, эманирует (выпускает) энергию. Как, спросите вы?

Если Абсолют (или Бог) для людей непосвященных в мистерии и эзотерику посвящения это просто ничто, пустота. Как может пустота создать что-то?

Все древние источники мудрости говорят одно: Наша Вселенная принадлежит к классу духовных вселенных. Дух, пребывающий вне пространства и времени, осознает себя как Я. Я — жизнь. Это осознание идет непрерывно. Сотри и тысячи миллиардов точек осознания себя как источника жизни. Это сознание первично. То есть оно от Бога-Творца. Есть множество сознания вторичных.

Каждая форма жизни во Вселенная обладает собственным сознанием. Можно говорить о тождестве понятий: энергия, вибрация, сознание. Рождается центр осознания, как вибрация Духа. И эта вибрация есть энергия. Всё во Вселенной есть вибрация. Этот первичный центр вибрации или сознания есть по научному — центр, ядро. Оно устойчиво во времени только при наличии хотя бы одного электрона. Что такое электрон и почему без электрона нельзя говорить о существовании во времени и пространстве сознания? Всё встает на места если признать что электрон суть Дух Божий.

Это творческий элемент, это жизнь, которая рождает всё во вселенной и саму Вселенную. Но и электрон не существует без ядра. Одно без другого не существует. Душа вселенной. Центр, ядро сознания. И электрон, жизнь и творческая сила сознания.

Можно и нужно понимать нашу Вселенную ка двойственную структуру сознания. Ядро-электрон. Это атом. Самая крошечная частица. Она обладает своим уровнем сознания. Всё состоит из атомов. И всё созданное из атомов имеет свои уровни сознания.

Сознание клетки бесконечно выше по уровню сознания атома. Ведь сознание атомов, создающих клетку, не исчезает. Оно выходит на другой уровень. Клеточный. Более сложный. А сознание человека состоит из миллиардов крошечных сознания клеток. Но человеческое сознание это иной, более качественный уровень сознания. А сознание планет бесконечно выше человеческого. а сознание звезды бесконечно выше планетарного. А сознание галактики ещё выше. А вселенной ещё выше.

Поэтому утверждение эзотериков — всё есть вибрация буквально говорит: всё состоит из души и духа. Что такое вибрация? Это путь из одной точки в другую и назад. То есть движение от духа к душе и назад. Такова структура сознания.

Такая форма сознания характерна для нашей вселенной. Это бренд нашей Вселенной.

Можно и нужно утверждать, что всё, что мы видим в основе есть сознание Творца. Или проявленная в формах, пространстве, времени часть Творца. Насколько глубоко мы можем это осмыслить, понять, осознать. Каждый из нас и всё вокруг есть сознание творца. Всё есть вибрация.

Бог совершил поистине квантовый скачок, создав человека. Только человеческая форма сознания творца может расти и развиваться бесконечно. Она может дорасти до понимания, что не он, человек, находится во Вселенной, но вся вселенная находится в нем. Ведь вселенная уже проявленная часть сознания творца, а он есть само сознание творца и такое осознание превращает его в творца сущего.

Если знать эти великие истины, то можно идти вперед, не сбиваясь с пути. Это сложно на самом деле. Идешь по улице и видеть в идущих людях вибрации Бога на самом деле непросто. Но если обладать этим знанием, то рано или поздно сознание Творца (а Он смотрит на мир нашими глазами и слушает нашими ушами) изменит мироздание. Кто наш противник? Эго как часть сознания человеческой формы. Инерция мышления — второй враг. и третий враг — общество, которому не нужны такие откровения. Ведь они лишают политиков главного — манипулировать сознанием простых людей.

Всё состоит из сознания творца. Из энергии творца. Из вибрации Творца.

Тема обширна а потому никогда не будет полностью раскрыта. Будут обновления, комментарии Автора. Тема будет продолжена. если есть вопросы — пишите. делайте комментарии.

Про: TokiAden

Хроники обитателей миров нашей галактики я веду на авторском блоге Полигон фэнтэзи. Авторский блог открыт в 2013 году. А в 2014-м открыл эзотерический сайт Грани реальности. Потому что мой дом, моя родина - вся галактика. Как устроены тонкие миры. Как работают законы мироздания. Что есть духовность, Творец, смысл Сущего... Поделится с читателем своим духовным опытом и знаниями о мире. Это мои цели.

Вопрос остается открытым. Однако он очень важен. В разных религиях и учениях на него отвечают неоднозначно. Для начала надо рассмотреть эти термины отдельно. Душа - нематериальная суть личности, обитающая в ее теле. Другими словами - "жизненный двигатель" человека. Вместе с душой начинает свой жизненный путь и телесная оболочка, которая познает окружающую среду с ее помощью. Без души не будет жизни. Дух же является высшей степенью сущности личности. Он влечет и ведет человека к Богу. Именно присутствие духа выделяет людей как высших существ в иерархии животного мира.

Философия и душа

Философы с древних времен пытались найти ответ на вопрос, что такое дух и душа, в чем их разница и сходство. Понятия духа и души в философии обозначают слои совершенства нашего мир и наиболее досконально воплощены в людях. Они являются ступенями между человеческим сознанием и реальностью. Душа считается совокупной величиной, объединяющей в себе психические характеристики индивидуума, которые определяют его социальность. В душевном мире находят свой приют все жизненные переживания человека, его психические состояния и влечения. Душа - связующий между внутренним и внешним. Она объединяет сферу социальной жизни с внутренними качествами человека, помогает личности адаптироваться в окружающем обществе, взаимодействовать с другими индивидуумами.

Философия и дух

Дух и душа - в чем разница? Философия не дает конкретного ответа. Данная наука лишь предполагает, что дух является высшим ценностно-мировоззренческим пластом. Он - центр человеческой духовности. Духовное не считается лишь индивидуальным, оно представляет собой уникальное объединение нравственности, искусства, языка, философии. Наиболее значимые человеческие проявления, такие как любовь, вера, свобода, относятся к духовному миру. Во многих философских учениях термины дух и душа имеют отношению к миру в целом, а не к отдельному индивидууму.

Ведизм и душа

Наши предки верили, что душа дана человеку для отработки отрицательных качеств. Она наделена возможностью выбора, то есть может развиваться в негативном или позитивном направлении. Ее дело, какую сторону избирать, отрицательную или положительную. Душа в ведизме считается субстанцией из тонкой материи и частью энергетической оболочки планеты. Веды говорили, что душа сама выбирает себе воплощение, то есть дату и место рождения. В момент смерти человека душа старается вернуться на изначальную точку, то есть в родной город умершего. В ведизме считается, что душа похожа на перфоленту с отверстиями. Эта лента как будто обволакивает духовное зерно и может негативно влиять на положительные порывы самого духа. По этой причине возникают депрессивные состояния, а тело становится слабее и уязвимее.

Ведизм и дух

Древние веды считали человека духовным, если он достиг конкретного энергетического уровня. Дух и душа - в чем разница? Ведические книги указывают на веру в то, что дух - это первоначальное в человеке. Он дан личности с самого начала ее существования. Дух помогает человеку совершенствоваться, несмотря на негативное влияние окружающего мира. Веды говорили, что дух суммирует энергию всех своих воплощений. И если он не смог собрать достаточно энергии со своих прошлых жизней, то человека называть бездуховным нельзя, так как его дух только начинает свой путь совершенствования. В ведизме говорится, что человек не может существовать без духа, а вот без души жизнь вполне возможна.

Православие и душа

Дух и душа - в чем разница? Православие, как религия, отвечает на этот вопрос следующим образом. Считается, что душа - это тонкая нить между личностью и внешним миром, она связывает человека и реальность. Дух же, наоборот, помогает индивидууму обрести связь с Богом. Душой обладают все живые существа, но духом наделен только сын Божий, то есть человек. Тело оживотворяется с помощью души, а она, в свою очередь, - с помощью духа. В момент рождения человека ему посылается душа, но не дух. Он же приходит во время покаяния. Дух несет ответственность за разум, а душа обязана контролировать чувства и эмоции. Человек способен осуществлять контроль над своей душой, но над духом он не властен. Душа склонна к переживанию физических страданий. Дух же не имеет подобных ощущений и не привязан к телесной оболочке. По своей природе дух нематериален, а связь имеет лишь с душой. А душа, напротив, неразрывно связана еще и с телом. Душу можно запятнать греховными поступками. Но дух несет в себе Божественную силу и не может быть затронут грехом.

Дух в исламе

Дух и душа - в чем разница? В исламе с давних пор задавались этим вопросом. В отличие от православия, здесь понятия духа и души трактуются несколько по-другому. Считается, что дух наделен бесконечным количеством качеств и умений. Он может различать с помощью сознания, осознавать умом, быть в единстве с совестью, прислушиваться к мечте, любить сердцем. Некоторые способности духа проявляются через материальные человеческие органы, другие - ограничены ими. В исламе говорится, что дух - закон Аллаха, который управляет телесной оболочкой. Традиционно в исламской религии тело человека обозначается клеткой, а дух олицетворяется в образе птицы. Такая аллегория дает множество поводов для размышлений. К примеру, тело живет и служит духу, но дух ничем не обязан телу. Увеличивая в размере клетку, птицу не сделать больше. Подобным образом можно сказать и о физической и духовной красоте. Украсив клетку, нельзя сделать красивее саму птицу. Также физическое здоровье человека не указывает на его духовное развитие. В исламе говорится, что дух после смерти тела обретает свободу и освобождается от оков оболочки. Далее он сам по себе ожидает Судный День. Новую физическую форму дух обретает уже в загробном мире.

Душа в исламе

В религии ислама тоже стоит вопрос о том, что такое дух и душа, в чем разница между ними? Главная книга Коран приводит неоспоримые факты существования человеческой души. Ислам рассказывает о возникновении души следующим образом. Сначала человек формируется в течение ста двадцати дней в животе своей матери, потом появляется ангел, который наделяет зародыш душой. При этом ангел приходит с определенной миссией: он записывает дату рождения человека, длительность его жизни и дату смерти. В исламе говорится, что душа покидает свою физическую оболочку на сороковой день после смерти человека. Теорию реинкарнации в исламе полностью отрицают. Считается, что после того, как душа покидает человеческое тело, она отправляется в мир душ. Тело же хоронится и стает частью земли. После истечения определенного временного периода, согласно религии ислам, Аллах воскресит тела всех умерших и вернет каждому человеку его собственную душу. После этого все люди предстанут перед Богом всех миров, дабы ответить за свои грешные деяния.

Расплывчатая разница

Итак, дух и душа - в чем разница этих понятий? Как видно из этой статьи, каждая религия по-своему трактует значение этих слов. Но в основных идеях о душе и духе как религии, так и философские учения сходятся. Разница между духом и душой заключается в том, что душа неразрывно связана с телом, а дух, наоборот, стремится только к Богу, отвергая все физическое и мирское. Очень важно найти тонкую грань между своим духом и душой. Тогда их можно будет держать в гармонии, ведь в основном дух тянется к высоким идеалам, а душа слишком подвержена негативному влиянию окружающего мира. Когда человек сам для себя осознает, в чем разница между духом и душой, он сможет спокойно жить и радоваться каждому мгновению. Конечно, это задача не из легких. Но тот, кто имеет терпение и выдержку, сможет обрести себя и наладить гармоничную связь между душой и духом.

Под духом в философии понимается идеальное объединяющее начало, придающее цельность, внутреннюю силу, творческие потенции душевному миру человека или какой-либо общности людей (например, «дух народа»). Согласно Н. Бердяеву дух есть Божественное начало в человеке, выражающееся в любви, справедливости, долге, свободе, творчестве. Душа глубинный внутренний мир человека, связанный с его телом, одухотворяющий его телесные потенции. Согласно Платону Д. содержит в себе три неравноценные составляющие: высшее – разумное начало, среднее – волевое и низшее, более всего приверженное телу – вожделеющее.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДУХ и ДУША

религиозно-философские понятия, означающие невещественные начала, в отличие от материального Человек сравнительно легко познает материальную оболочку сотворенной природы, но у него нет легкого внешнего доступа к сущностям духа и души, что нередко вызывает, например, у материалистов и позитивистов, соблазн отрицать существование этих скрытых миров. Более ценно то, что менее доступно, материальные потребности рано или поздно удовлетворяются, духовными же исканиями человек никогда не пресыщается, а потому в тенденции становится существом универсальным. Древние представления о духе (атмане, пневме, спиритусе, рухе) и душе (пране, психе, аниме, нефсе) связывались с процессом дыханиядуша сопрягалась со вдохом, а дух - с выдохом. Считалось, что каждая вещь имеет собственную душу, способную перемещаться в пространстве и входить в иные тела, влиять на них; к этому взгляду восходят доктрины эйдосов, идей, образов, отражения мира человеком.

Философская онтология души и духа оперирует следующими их существенными различиями. Душа связана с конкретным целым (телом), будь то отдельная тварь или телесность всей природы (мировая душа), а после смерти тела душа пребывает в особо легком теле - в "сома пневматикус", "астральном теле" и т. п. Дух же свободен от конкретных воплощений и вездесущ, легко проникает всюду и столь же легко уходит за любую границу; поэтому он способен доходить до вершин мироздания (т. е. быть совершенным), творить любую предельную целостность и привносить в каждое отдельное наличное бытие переживание сопричастности (смысл) всякому иному бытию. Душа сохраняет проект и внутреннюю форму своего тела, его системные свойства, лишь иногда (согласно некоторым учениям) на короткое время покидая свою обитель. Дух же всегда беспокоен, изменчив, мало где задерживается и творит все новые и новые свои определения. Душа несовершенна и ограничена, дух же совершенен и неограничен. Душа творится духом, дух же вечен и несотворим. Правда, христиане полагают, что разряды служебных духов сотворены Абсолютным Духом, Богом. Вместе с тем душа и дух имеют общие черты: они тождественны по своей абсолютной природе, делятся на низшие и высшие разряды, ненаблюдаемы "извне". О духе обычно говорят как о "бытии" (безусловном, открытом, свободном, без границ, бездне бытия); связанное же существование души выражается понятием экзистенции, т. е. "бытия-между" плотью и духом. Не получая долгое время живительных импульсов духа, душа увядает и выпадает из общей структуры бытия; напротив, оплодотворясь духом, душа расцветает, раскрывается и совершенствуется. Т. о., взаимосвязь бытия духа и экзистенции души может быть конкретизирована понятиями духовности и бездуховности души. Духовность - оплодотворение души духом и постоянная тяга к вершинам бытия. Бездуховность - отрыв души от духа, замыкание способностей души на деятельности по обслуживанию своей телесной оболочки и сохранению достигнутой жизненной формы. Бездуховность может быть сопряжена либо с неразвитостью тяги души к духовному бытию, либо с усталостью преодолевать инерцию экзистенции и эгоизм. Альтернативные суждения о смертности и бессмертии души восходят к одному и тому же архетипическому представлению о том, что со смертью тела душа утрачивает функцию обеспечения целостности индивидуума: а) либо смерть тела вызывает качественную переориентацию души на пребывание в "сома пневматикус", б) либо утеря основной функции обслуживания тела и есть смерть души. Учения о смертности души основаны на приписывании душе только телесной функции, учения же о бессмертии души признают телесную и духовную функции и толкуют душу как временно связанный плотью момент Абсолютного Духа. Возрождающиеся ныне гилозоистические воззрения на структуру души ("бывают минеральные, растительные, чувствительные и разумные души") актуализируют проблему простоты и сложности души. Если душа проста, не имеет частей, то ей не на что распадаться, она бессмертна и может исчезнуть лишь по воле Бога. Но в таком случае она не может усложняться и совершенствоваться, а о ее атрибутах почти ничего нельзя сказать. Если же душа сложна, то ее строение созвучно структуре соответствующих тел. Например, человеческое тело состоит из атомов и молекул, клеток и органов, нервной системы и мозга; названные части сопряжены с минеральной, растительной, чувствительной и разумной душевностью. Представления о сложности души обобщаются в двух понятиях человеческой души - понятии иерархии минерального, растительного, животного и разумного уровней души и понятии души человека как эмерджента, т. е. уникального нового качества, возникшего при взаимоснятии всех указанных уровней.

В соответствии с первым понятием душа человека отличается от душ минералов, растений и животных лишь своим высшим (разумным) уровнем. Согласно второму понятию, человеческая душа проста как единое качество и обладает лишь свойствами (гранями, но не уровнями) отражения, раздражимости, чувствительности и разумности.

Языческие верования о четырех душах внутри каждого человека - архетип современных учений об эволюции форм отражения и посмертной судьбе души. Если душа сложна, то после смерти плоти, целостность которой она осуществляла, она постепенно и последовательно распадается, и прежняя связь между ее уровнями или гранями разрушается: минеральная душа уходит вместе с прахом в царство минералов, растительная и животная души остаются вблизи растений и животных или вселяются в них, разумная же душа восходит к Богу. Этот процесс исчисляют временными рамками: "после третьего дня", "девятый день", "сороковой день". Итак, суждения о бессмертии и смертности души, ее перевоплощении и очищении от низших составляющих, о единственности и множественности ее частей лишь внешне исключают друг друга, ибо имеют разные логические основания; по существу же эти суждения суть вариации на одну и ту же тему о количестве и взаимосвязи свойств и функций души. Равным образом не исключают друг друга идея перевоплощения души и идея совершенствования уникальной души каждого человека. В обоих случаях речь идет об изменении души и ее телесной оболочки: а) в одном и том же теле "я" (душа) совершенствуется или деградирует, б) "я" остается себетождественным в периодически изменяющейся плоти. Клетки нашего организма периодически обновляются; индивид живет вначале в утробе матери, потом, умирая для внутриутробной жизни, рождается как самостоятельный организм и, наконец, умирает как таковой, чтобы родиться в прозрачной для других душ телесности "сома пневматикус"; перевоплощение души в формах растений, животных или других людей обязано (согласно индуизму и буддизму) закону воздаяния - все эти интерпретации идеи реинкарнации (перевоплощения, метемпсихоза) суть варианты суждения об изменчивости души и плоти.

Душу описывают либо как лишенную метрики, либо как пребывающую в сердце, головном мозге, крови, легких (дыхание), либо живущей во всех закоул ках тела (т. е. как тотальный атрибут тела). Из различий этих описаний вытекают различия в понимании характера спаянности души и плоти в единое целое (в тело). С одной т. зр., душа слабо связана с плотью, легко ранима, боязлива, "уходит в себя", ее можно выкрасть, потерять и т. п. С другой т. зр., душа - принцип тела и ни на мгновение не перестает осуществлять свою витальную функцию; она не "рвется наружу" и не покидает тело на всем протяжении земной жизни индивида. Проблема гармонии души и плоти внутри тела имеет следующие основные решения: а) плоть владеет душой, б) душа владеет плотью как своим оружием, в) душа и плоть симметрично взаимоувязаны в теле. На вопрос о посмертном пребывании души отвечают по-разному: "тот свет" далеко - за морем, на острове, под водой, под землей, на небе, в раю или аду, в мире внепространственных абсолютных идей или в сфере "бездны духовного бытия".

Абсолютный Дух творит разряды служебных духов. Духи источают энергию, и, благодаря их действиям, вселенная есть не мертвый механизм, а беспредельный живой организм с мировой душой. Добрые и поддерживающие человека духи именуются ангелами, вознесенными святыми, великими бодхисаттвами, ками и т. д. вплоть до домовых духов. Падшие ангелы, или злые духи, как и добрые духи, имеют свою иерархию, могут навредить человеку и нередко предстают перед людьми под видом ангелов добра. Из культа изгнания злых духов из больных людей возникла светская медицина. Не всякий дух заслуживает доверия и выражает подлинную полноту бытия, добро и благо. Поэтому духовность (т. е. пребывание в душе человека того или иного духа) бывает истинной или ложной, доброй или злой. Неправомерно восхищаться "духовностью вообще" и всякий раз вкладывать в это понятие лишь положительный смысл. Например, одержимость злым духом - не бездуховность, но духовность безобразная, ложная и злая, подменяющая любовь к Богу притяжением к фальшивому идеалу полноты бытия или субстанции. О некоторых духах говорят как об ошибающихся, преследующих эгоистические цели, лживых и дезориентирующих людей. Многие Писания поэтому осуждают оккультную практику, т. е. получение знания от медиумов, колдунов, ведьм, астрологов и иных людей, проникающих в мир служебных духов - ведь может случиться, что эти люди вступили в связь с духами преисполни и обманулись, приняв их за духов добра. Христианство и ислам учат, что духов надо проверять посредством сличения собственных желаний и поступков с требованиями Богооткровенных Писаний.

Существуют две основные модели связи души и духа в теле человека: а) человек состоит из души и плоти; б) человек троичен, в нем увязаны дух, душа и плоть. Сторонники первой модели сближают понятия духа и души, толкуя дух как разумную часть человеческой души. Те же, кто разводят дух и душу, противопоставляют "человека духовного" "человеку душевному (плотскому)". Согласно первой модели, развитая душевность - умение приобретать эмпирическую информацию, управлять телом, заниматься интеллектуальной деятельностью и владеть навыками умозрения; духовность - развитая душевность. Вместе с тем далеко не все согласны со сближением интеллекта и духа и предлагают разграничивать духовное и душевное в религии, искусстве, науке, философии и других формах мироотношения. Согласно второй модели, душевность человека обеспечивается такими формами, как телесная чувственность, эмоциональность, воля и интеллект; духовность же сопряжена с развитостью совести, интуиции и со способностью мистически пребывать в тех или иных слоях духовного бытия. Ал. Павел, наиболее полно обосновавший триадичную модель человека, учил, что часто развитие сенсорики, воли и разума человека, обусловленное плотской фукцией души, препятствует становлению в том же индивиде "духовного человека". Плоть - дом и зеркало души, а душа - дом и зеркало духа. Душа вне дара духа не способна к интуиции, мистическому соприсутствию, угрызениям совести, ибо сосредоточена на телесных отправлениях. Телесная смерть наступает от разрыва связи души и плоти, духовная смерть - от прекращения связи души и духа; человек может быть живым душевно, но мертвым духовно из-за греха, отделяющего его от Бога.

Неполное определение ↓



Душа делает человека немного выше животных,
а Дух делает человека немного ниже ангелов...

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. III, 16)

Дух - это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его. Через Дух мы находим образ Божий и обретаем потенциал, чтобы стать в Его подобием. Человеческий дух - не самостоятельная часть души, он неразрывно связан с душой, пребывает в ней, составляет ее высшую составляющую. По слову св. Феофана Затворника, дух есть "душа души человеческой ", "сущность души ". Душа человека включает в себя интеллектуальный (мыслительный), деятельной и чувственный аспекты. Присутствие духа в человеческой сути приподнимает каждую из этих составных частей выше обычной животной души, живущей лишь проблемами сохранения себя и своего рода. В отличие от нетварного Духа Божьего, человеческий дух тварен и ограничен. По своему существу Дух Божий совершенно отличается от духа человеческого, ибо сама сущность последнего ограничена и конечна.

Интеллектуальный аспект пристутствия Духа в человеческой душе: Дух привносит в человеческую душу стремление к идеалу. Пользуясь своим интеллектом в этом аспекте человек постоянно делает наблюдения и получает новый опыт, который образуется из осмысления всех своих наблюдений. Пользуясь интеллектом человек способен делать суждения и предположения даже о том, чего он не видит непосредственно перед собой, о том что попадает в "слепое пятно" его зрения. Союз интеллекта с Духом позволяет человеку стремиться еще выше и скать значение каждого понятия как части всеобщего и единого Божественного творения. Человек хочет знать цель своей жизни и свою роль в созидании мира материального и мира духовного. В познании этого человек и находит смысл своей жизни. Как просто и ясно сказал преподобный Серафим Саровский: "Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего" . Святой Феофан Затворник говорил: "Дух, всегда нам присущий как существенная сила, сам Бога созерцая яко Творца и Промыслителя, и душу манит в ту невидимую и беспредельную область ". Именно дух дает нам знания высшего рода, не познаваемые обычным мирским умом. И часто информация постигаемая духовнымобразом вступает в противоречие с интеллектуальным мирским познанием.

Деятельный или волевой аспект присутствия Духа в человеческой душе: В деятельной состоявляющей души Дух проявляется тем, что подталкивает человека к совершению бескорыстных дел, к милосердию и жертвенности. водство бескорыстных дел или добродетелей. Человек, движимы Духом совершает поступки не потому, что они необходимы для пропитания или устройсва быта, а потому что они могут быть "хороши, добры и справедливы", часто даже за счет и в ущерб удобству, быту и стяжанию материальных благ.

Чувственный аспект присутствия Духа в человеческой душе: Дух привносит чувственное в душу человека, стремление к любви и к красоте. Дух зпобуждает человека восхищаться красотой цветка, погружаться в музыку или созерцать живописные полотна. Духу ведомо что есть жизнь райская, небесная, поэтому дух стремится указать человеку на части прекрасного Божественного мира, части котрого проникли и в земную человеческую жизнь. феован Затворник писал: "Дух, Бога ведающий, естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет наслаждаться. Хотя не может он определенно указать, что она есть, но, сокровенно нося в себе предначертание ее, определенно указывает, что она не есть, выражая сие показание тем, что не довольствуется ничем тварным. Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская ".

В своих трудах Святитель Феофан Затворник указал, что есть здоровая гармоничная душа человека. Суть здоровой души составляет ее гармоничная интеграция с Духом. Принятие Духа и следование его указаниям, ибо "дух ведает Божественное" - является проводником Божественного Провидения, ведущего человека по жизненному пути к обретенияю Царствия Божьего. Дух соединяет душу человеческую с Богом ипозволяет испытывать радость от единения с его промыслами в отношении каждого человека, в построении добродетельной жизни в соответствии с Его заповедями. Жизнь же вразрез со своими духовнымиу стремлениями, стремление задавить их в угоду животным движениям души ради сиюминутной выгоды и потворствованию страстям приводит к отдалению души от Духа. Такая расщепленная душав лучшем случае не позволяет человеку исполнить свое предназначение. Такой человек теряет свой шанс устроить своей жизнью чпастичку Божьего Царствия в земной жизни. Ну а в худшем варианте место Духа занимают другие советчики, которые приводят человеку к обретению гиенны огненной еще при земной жизни.

Есть ли в человеке Святой Дух, предвечно исходящий от Бога Отца? Когда человек крестится и проходит таинство миропомазания в православную веру, он получает печать Святого Духа. Человек как бы переживает повторное рождение в правславной вере и становится новым человеком. Не случайно при крещении дается имя. СМ крещением человек обретает силу живого Бога в сердце. Но как Святой Дух действует в человеческой душе? Считается, что Святой Дух не оставляет человека, пока тот искренне исповедуется в своих недостатках и слабостях перед Богом, пока гордыня и прельщение мнением о своей значимости и силе не застилает духовное окно в Царство Божие. Святой Дух тайно действует в человеке, пока тот способен управляться и смирять свои страсти, уделяя основное внимание очищению и совершенствованию свой души. Феофан Затворник говорил, что дух человеческий ведомый Святым Духом вспоминает в себе свое истинное Божественное знание о том, что Бог существует, творит и поддерживает все сущее и возжигает в душах людей страх Божий. Человек осознает свою полную зависимость от Бога и в светлом страхе Божьем перед незримым свидетелем и судией старается поступать по Заповедям и по своей совести, наполненной знанием Духа. Не все дела и поступки у грешного и немощного душой человека получаются по Божьему промыслу. Но Бог милостливо смотрит на прегрешения, если человек, Дух которого вдохновлен Святым Духом, искренне понимает свое несовершенство, раскаивается в своих прегрешениях и ищет пути к исправлению и себя, и своих дел, и своей души. Когда человек начинает правильно усваивать преподнесенные ему Божественным промыслом жизненные уроки, Дух его оживает. Оживший Дух рождает в душе человека духовное рвение к постижению новых Божественных истин, желание быть с Богом и жить по воле его. Однако, ответственность за выбор правильного пути лежит на самом человеке. Бог дал каждому человеку свободу выбора. Предначертанный закон Божий каждый человек может постигать духовно при полном пособии Святого Духа и Духа души своей, зрящей духовным оком. Однако, на пути стремления к Богу каждый может и отсупиться, и пойти не предназначенной ему дорогой, прельстясь суетными соблазнами. Феофан Затворник писал: "Кроме желания, необходимо еще иметь силы и умение действовать: нужна мудрость деятельная. Кто вступит на истинный путь богоугождения или начнет при благодатной помощи стремиться к Богу, путем предначертанного закона Христова, тому неминуемо будут угрожать опасности сбиться на распутья, заблудиться и погибать, воображая себя спасаемым ".
Святой Дух возжигает божественный огонь в душе, пробуждая душу человека и указывая, с чего стоит начать свой путь. Но, сделав это, Бог останавливается и ждет реакции и самостоятельного выбора человека. И, лишь открыв свою душу Духу, слушая его указания, можно выбрать правильный для человека путь.
Путеводной звездой на пути к Богу служит совесть. Совесть, сравнивая выбранный путь с духовным знанием о правильности пути, подсказывает человеку, что правильно, а что неправильно, что угодно Богу, и что Ему не нравится, что должно быть сделано, и что не должно быть.
Кроме правоты выбора, подсказанного Святым Духом, от человека требуется и деятельная работа над своей душой: "Покаялся, уверовал, положил работать Господу, отвергшись всякого нечестия, всякой неправды, приял на то благодатные силы, – работай же теперь, не жалея себя. Но смотри не останавливайся на одной деловой стороне, а созидай паче свое внутреннее чрез нее, чтоб, устроив в себе благоукрашенный дом, приять наконец и Господа в явные и ощутимые обитатели ".

Глава 14 «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДУХ. ЧТО ТАКОЕ СТОЯТЬ В ПРОЛОМЕ. ДУХОВНЫЙ МИР. РАССКАЗ РЕВЕКИ» из книги Ревеки Браун «Он пришел отпустить измученных на свободу»

Библейское учение о строении человека

В процессе чтения этой книги вы часто встречали выражение «человеческий дух». Это очень важный аспект, который должны понимать христиане. Эту силу развивали и использовали Элания и подобные ей. Давайте посмотрим, что говорит об этом Писание:

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». 1 Фессалоникийцам 5:23

Павел учит о том, что человек в своем естестве троичен. Это значит, что у нас три отдельные части: тело, душа (которой являются наш сознательный интеллект, воля, эмоции) и дух. Он очень четко говорит, что все три части должны быть очищены и преданны Иисусу, и сам Иисус даст нам способность сохранить их без пятна и порока к Его приходу.

Бытие 2:7 говорит: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».

Так Адам стал жить и узнал, что он живое существо. Сущность нашего естества - это наша душа, которая проявляется в нашем разуме, нашей воле и наших эмоциях.

«Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное». 1 Коринфянам 15:44

Очень часто этот стих не замечают. Наш дух имеет форму и очертания, соответствующие нашему физическому телу. Немногие люди, за исключением сатанистов или тех, кто занимается астралом, знают об этом.

«Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, - в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает, - восхищен был до третьего неба, И знаю о таком, человеке, - только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает, - Что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». 1 Коринфянам 12:2-4

«После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий». Откровение 4:1,2

Эти места писания показывают определенное переживание в человеческом духе, и духовное тело было отделено от физического тела. Заметьте, тогда когда Иоанн пишет, что он был в «духе», то это слово написано с маленькой буквы, это говорит о том, что это был его, человеческий, дух. Всякий же раз, когда в писании речь идет о Духе Святом, то пишется с заглавной буквы.

«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». Евреям 4:12

Вы когда-нибудь задумывались, почему необходимо разделение между душой и духом? Согласно этому стиху это разделение может произойти.

Человек до грехопадения и после

Адам перед грехопадением знал это и видел духовный мир так же просто, как и физический. Как? Используя свое духовное тело. Это продемонстрировано на примере его жизни, когда он мог ходить и говорить с Богом в Эдемском саду. Он имел сознательное ощущение своего духовного тела, такое же как и физического. Его душа (сознательный интеллект и воля) контролировала и духовное и физическое тело. Но после грехопадения пришла духовная смерть, то есть Адам и его потомки больше сознательно не переживали духовное тело, и он уже не мог общаться с Богом так, как это делал это раньше.

Адам до его падения был единственным человеком, созданным по образу Бога. Адам мог общаться с Богом, который есть Дух. Когда Дух Святой приходит и возрождает нас, когда мы принимаем Иисуса как нашего Господа и Спасителя, наши духовные тела перерождаются (или рождаются заново) и мы становимся способными общаться с Господом и поклоняться Ему, как Адам до своего падения. Факт того что через наш человеческий дух мы общаемся с Богом (с помощью Духа Святого), ясно показан в следующем стихе: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Иоанна 4:23,24

Из-за падения это нарушилось. Таинственное звено было уничтожено. И это остановило свободное общение Адама с Богом, (см. Евреям 4:12 ). Заметьте, когда в этих двух стихах говорится о «Духе» Божьем и «духе» человеческом, наблюдается разница в написании, то есть написанием отделяют дух человеческий от Духа Божьего. В общем, в этом аспекте только дух может соединяться (общаться) с духовным миром и поклоняться Богу Отцу, который есть Дух.

Это звено вступает в действие только тогда, когда Бог этого желает. Он использует его, чтобы:

Дать понимание Писания.

Сделать наши сердца чувствительными к Его присутствию.

Дать нам способность распознать духов и т.д.

Ангелы и демоны

В Библии также говорится об ангелах, что они духовные существа.

«Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими - огонь пылающий». Псалом 103:4. Этот же стих цитируется Павлом в Евреям 1:7 . «Кому когда из Ангелов сказал Бог: «сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служения для тех, которые имеют наследовать спасение». Евреям 1:13,14

Сатана и его демоны - тоже духи. Они когда-то были ангелами Божьими, пока не взбунтовались. Иисус говорит о них как об ангелах и духах.

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Матфея 25:41

Итак, из этих и многих других мест писания мы видим, что не только Бог есть Дух, но существуют и другие духовные существа, такие как ангелы, одни из которых служат Богу, другие - сатане.

Наши духовные тела являются связующим звеном между нами и духовным миром, потому что духовный мир не может быть виден и быть измеренным ничем физическим.

Зачем сатане наш дух?

Через Дух Святой наш дух способен общаться с Господом и прославлять Его, но писание в Евреям 4:12 показывает нам, что не воля Божья для нас брать сознательный контроль над своим духовным телом во время нашего пребывания на земле в греховном теле. Поэтому меч Духа разделяет между собой душу и дух. Когда это происходит, душа (интеллект, эмоции и воля) не может больше контролировать духовное тело. Господь так же непреклонен в 1 Фессалоникийцам 5:23, чтобы наш дух находился под полным руководством Иисуса Христа, а также наша душа и физическое тело.

В Откровении 18:11 и 13 есть очень интересное место писания. (Относится к падению Вавилона). «И купцы, земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, Корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих».

Почему здесь разграничили плоть и душу человека? Потому что в духовном теле человека существует феноменальная сила, особенно когда эти духовные тела находятся под контролем души. Со дня грехопадения Адама сатана постоянно работает, чтобы взять контроль над духовными телами для своих злых личных целей. Человеческие тела очень слабые и практически непригодны для использования сатаной, но тела духовные, находящиеся под сознательным контролем их душ, совершенно иные.

Цель сатаны - научить людей опять обрести способность сознательно контролировать свои духовные тела. Многие это делают. Когда эти люди достигают этого, они ощущают духовный мир так же, как и физический. Они могут свободно говорить с демонами, выходить в духовном теле из физического и с полным сознанием перемещаться и что-то делать, влиять с помощью сверхъестественной силы на физический мир.

Именно в своих духовных телах колдуны и колдуньи приходили и стаскивали меня и Эланию с кровати, толкали и били нас. Для нас они были невидимы, так как физические глаза не могут видеть духовный мир. Бог не хочет, чтобы Его народ контролировал свои духовные тела таким образом. Если бы это было так, мы были бы подвергнуты неимоверным греховным искушениям и не полагались бы на Бога, а также постоянно бы видели, что происходит в царстве сатаны.

Соединение души и духа человека

Существует особый класс демонов, которые называют себя «демоны силы» и обеспечивают возможность соединения души и духовного тела человека. Они становятся связующим звеном, наделяя человека способностью обретать сознательный контроль над своим духовным телом. Воображение - это ключ к двери, обеспечивающий такое соединение между душой и духом. Поэтому так важно пленять всякие мысли в послушание Христу (2 Коринф. 10:3-5). Хороший пример воображения, как связующего звена с духовным миром, в оккультных фантастических воображаемых играх. Мы нашли, что можно сохранить много времени и в процессе освобождения, если понятно объяснить этот момент.

Если человек имеет способность сам создавать духовные переживания или проявления, то я вполне серьезно могу заявить, что очень сильно сомневаюсь, что эти проявления от Бога. Более того, они, скорее всего, от сатаны.

«Опустошение разума» и Дух Святой

Многие христиане думают, что для того, чтобы Дух Святой мог говорить через них или контролировать их, им нужно «опустошить свой разум». Но Библия говорит нам, что у нас должна быть активная кооперация с Духом Святым. Если же наш разум «отключен», то дух говорящий через нас, не Дух Святой, а демонический. Из-за недостатка знания Божьих принципов в отношении с нашим духом, множество христиан были направлены не в ту сторону.

Большинство так называемых пророчеств, которые исходят от людей с «отключенным» разумом, думающих, что этим дается свобода Духу Святому, являются демоническими. Многие обмануты в этой области и принимают такие пророчества, потому что пророк излагает такие факты из их жизни, о которых мог знать только Бог. Они забывают, что сатана знает каждую деталь в нашей жизни. Единственное, чего он не знает - это наши мысли и переживания сердца.

Контроль души духом. Может ли дух оскверняться?

Существует учение, которое возрастает в христианстве Америки, и которое я считаю опасным. Оно говорит, что «наш душевный человек должен находиться под контролем духовного, так как духовный наполнен Духом Святым, поэтому он без греха».

Есть две вещи, которые являются неправильными в этом учении. Первое: душа может находиться под контролем духа, только тогда мы должны иметь сознательный контакт между душой и духом. Но это настоящее колдовство.

В 1 Петра 1:22 говорится: «Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца». Заметьте, что в этом стихе слово Дух написано с большой буквы, это говорит о том, что это Дух Святой. Наша душа «очищается» через подчинение и послушание Духу Святому, а не нашему человеческому духу.

Второе: в 1Фессалоникийцам 5:13 ясно говорит, что наш дух тоже может быть осквернен грехом (скверна духа), но только Иисус может сохранить его без пятна и порока к Своему приходу. Обратите внимание на этот стих: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохраниться без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». 1 Фессалоникийцам 5:23

В 1 Иоанна 1:8-9 написано о нашей греховности, которая очищается и сохраняет чистой только Христом.

«Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды». 1 Иоанна 1:8,9

Пожалуйста, заметьте, что Бог не исключает наш дух из возможности впасть в грех, я не нашла такого в Библии. Мы нуждаемся в освящении и постоянной святости и в духе, и душе, и теле. Цель разделения души и духа состоит в том, чтобы отделить наш дух от влияния нашей человеческой природы, которая находится в душе (душа - это наша личность). Если христианин находится в послушании Богу, он не будет сам что-то производить. Вместо этого он будет спокойно ожидать голоса Духа Святого, который приходит в его дух, и затем действовать согласно воле Божьей. Христианин, который находится в сознательном контакте со своим духом, не будет ждать руководства Духа Святого и Его голоса. Он возьмет инициативу в свои руки и поэтому, возможно, услышит голос, но не Духа Святого.

Что есть НЕНАВИСТЬ?

Существует еще одна широкая область нашего духа, которая оказывает серьезное влияние на многих людей, но об этом не часто говорится в церквях. Известно, что у сатаны есть возможность использовать духовное тело человека, о чем человек может и не знать.

«Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца…» 1 Ин. 3:15

Я долго не понимала этого стиха, пока Бог не открыл мне принципы духовного тела. Как человек может быть убийцей через эмоции, ненависть не используя свои физические возможности, чтобы привести человека к смерти.

Ненависть - это сознательный грех. Этот грех дает сатане моральное право иметь место в нашей жизни, если в нашем сердце ненависть. Если ты кого-то ненавидишь, то сатана войдет и воспользуется твоим духовным телом, чтобы атаковать человека, которого ты ненавидишь. Такие атаки производят различные болезни, инциденты, эмоциональные проблемы и даже физическую смерть.

Человек, который ненавидит, обычно не знает, что сатана пользуется его духовным телом. А человек, которого ненавидят, даже не представляет, откуда приходят эти проблемы в действительности. Поэтому мы должны быть очень аккуратными и как Иисус очистить и содержать в чистоте все три сферы: тело, душу и дух. Поэтому Иисус, наш Господь, так много говорит о прощении друг друга. Прощение останавливает ненависть. Мы, христиане, должны постоянно просить Господа, чтобы Он очищал наше сердце от всякого греха.

«Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня». Псалом 50:12

Как видим, грех в жизни Давида отразился и на его духе. Хорошее описание личных переживаний некоторых христиан, которые столкнулись с проблемами из-за ненависти к ним других христиан, даны в книге Вочмана Ни «Смертные силы души».