Что такое единобожие по истории. Монотеистические религии. Мировые монотеистические религии

История

Монотеизм в Древнем Египте

Ряд египтологов утверждает, что в Древнем Египте издавна существовал монотеизм. По этому вопросу выделяют три позиции:

  • традиция монотеизма существовала в течение всей истории Древнего Египта и была главенствующей (Вире, Дриотоп, Моренц, Вергот, Бадж);
  • первоначальная монотеисическая традиция в течение времени исказилась в политеистическую (Пьерре);
  • монотеизм в Древнем Египте был открыт только для жречества, а политеизм был уделом простолюдинов (Море).

Египтология признаёт, что монотеизм являлся исконной египетской религиозной традицией. «Для египтян различные боги с их особенными именами были всего лишь ипостасями или проявлениями Единого…», писал Вергот. Монотеистические воззрения египтян дошли до нас в «Мемфиском трактате», в котором Птах провозглашается Единым Творцом и Судьёй Вселенной, и в поучениях Гераклеопольского царя царевичу Мерикара, в которых затрагиваются религиозные верования египтян III тысяелетия до н. э.

Первая известная попытка использования монотеизма в качестве государственной религии была предпринята в Египте фараоном Эхнатоном в XIV веке до нашей эры. Однако после смерти Эхнатона Египет возвратился к традиционной религии в форме политеизма.

Монотеистические религии

С традиционной еврейской точки зрения, которой придерживались Маймонид (XII век) и другие еврейские мыслители, монотеизм - первичен и изначально был преобладающей формой почитания Высшей Силы, в то время как все другие культы образовались позже, в результате деградации идеи единобожия. Подобной теории в наше время придерживаются также и часть современных исследователей. Они склонны полагать, что в основе даже примитивных форм политеизма, таких, как фетишизм или шаманство , лежит вера в единую интегральную силу, в некую духовную сущность (см. монолатрия). Исследования показывают, что даже у самых примитивных племён существует вера в Высшую Силу как причину всего, что происходит в мире, и она является общей для всех народов, даже для бушменов или обитателей джунглей Южной Америки - племён, почти полностью изолированных от внешних культурных влияний.

Я и Отец - одно. Иоанн. 10:30

Это несомненно монотеистическая система представлений о высших силах.

Человек многие века жил в надежде об избавлении от страданий этого мира. Подавляющее большинство древней духовной литературы говорит о реальности этого избавления через некоего мессию (машиах ивр. ). Ученики Иисуса называют его Христом (Христос греч. - мессия). Христианство сегодня имеет огромное число последователей, образовавших множество конфессий. Основные христианские конфессии: католицизм, православие, протестантизм.

Критика христианства

Критика христианства не менее популярна чем само христианство. Наибольшее количество исторических конфликтов в истории последних двух тысячелетий связаны именно с христианством. Критике подвергаются как отдельные доктринальные положения христианства, так и вся система вероучения в целом.

В связи с неприятием христианского догмата о Троице , монотеистичность христианства оспаривается:

См. Толстой Л. Н. против обожествления Иисуса .
  • антитринитариями и т. д.

Ширк - многобожие , заключается в приравнивании Аллаху равных, «сотоварищей». Ширк является самым страшным грехом в Исламе, за который человек не получит прощения. Ширк делится на большой и малый. Большой ширк - это прямое неповиновение Аллаху и приравнивание ему сотоварищей. Малый ширк - это лицемерие которое заключается в том, что человек пользуется положениями религии ради своей личной выгоды.

Согласно учению ислама , чистый Таухид (монотеизм) исповедовали все пророки - от Адама до Мухаммада . Сам же ислам, согласно Корану и Сунне пророка Мухаммада , возрождает Таухид Ибрахима (библейского Авраама), который называется Ханиф. С исторической точки зрения ислам является самой молодой авраамической религией со строгим принципом единобожия в своей основе.

Примечания

Ссылки

  • Статья «Монотеизм » в Электронной еврейской энциклопедии
  • Статья «Монотеизм » в Энциклопедии современной эзотерики
  • Статья «Монотеизм » в энциклопедии Кругосвет

Наблюдение - это способ изучения вещей, процессов, при ко­тором исследователь не вмешивается в ход их движения и изме­нения.

Натурфилософия – совокупность философских концепций, объясняющих природу либо непосредственно, либо с помощью основных знаний из области естественных наук.

Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания.

Нигилизм (от nihil – ничто) - принцип, выражающий отрицание ценностей.

Ноосфера (греч.nous- разум иspfaira- сфера, область) - сфера разума, область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью.

Образ художественный – выражение человеческого восприятия явлений действительности, связанных с ними переживаний и эмоционально-ценностного отношения к ним средствами искусства.

Обскурантизм - крайне враждебное отношение к просвещению и науке, мракобесие.

Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.

Объект (от лат. objectum - предмет) - то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве Объекта может выступать и сам субъект.

Онтогенез - индивидуальное развитие объекта, охватывающее все изменения, претерпеваемым им от момента возникновения, до исчезновения.

Онтология - теория бытия; раздел философского знания, исследующий основные принципы бытия, определяющие устройство мира.

Отражение - это свойство материальных систем или объектов воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами или объектами в изменениях своих свойств и состояний их различные особенности и характеристики

Отрицание – момент развития, переход системы в противоположное состояние.

Пантеизм - (греч.pan- все иtheos- Бог) - философское учение, согласно которому Бог представляет собой безличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею.

Парадигма (от греч, paradeigma - пример, образец) – совокупность принципов, обеспечивающий канон постановки и решения проблемной ситуации или исследовательской задачи; способ видения бытия в мире.

Парадокс (от греч. paradoxes - неожиданный, странный) - неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. В логике - противоречие, полученное в результате логически формально правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям.

Патристика (от лат.patre- отец) – этап развития средневековой философии (IV-VIIIвв.), связанный с деятельностью Святых Отцов церкви; эпоха разработки и систематизации христианского вероучения.

Перцепция – восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств.

Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) – философский принцип, согласно которому в основании мира существует множество начал.

Познание - процесс получения и обновления знаний, деятельности людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире.

Понятие абстрактное – одна из логических форм мышления, образ реальности ее замещающий.

Потребность – это состояние организма, личности, социальной группы людей, общества в целом, выражающее их зависимость от условий существования и выступающее побудительной силой определенным образом направленной жизненной активности.

Прагматизм - (от греч. pragma - род. п. pragmatos - дело, действие), философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты знания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач.

Предвидение – это знание о будущем, то есть о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем, в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития.

Провиденциализм (лат. providentia- провидение) - религиозно-философское воззрение, согласно которому ход истории определяется внешними по отношению к историческому процессу силами (Фатум, Рок, Провидение Божье).

Прогресс – тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от несовершенного к совершенному.

Производительные силы – совокупность вещественных и личных элементов производства, необходимых для того, чтобы производить из предметов природы вещи, способные удовлетворять человеческие потребности.

Производственные отношения – это отношения, которые складываются между людьми в процессе производства общественного продукта, обмена и распределения материальных благ.

Производство – это процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью соответствующих средств преобразуют природу с целью создания необходимых материальных условий, для своего существования.

Пространство ивремя – общие формы существования материи, а именно формы координации материальных объектов и явлений. Отличие этих форм друг от друга состоит в том, что пространство есть всеобщая форма сосуществования тел, время – всеобщая форма смены явлений.

Противоположности – это взаимно отрицающие друг друга моменты, стороны, тенденции развития явлений.

Противоречие – это крайняя степень различия.

Развитие - необратимое, направленное и закономерное изменение.

Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Рациональное - соответствующее законам разума, т. е. законам логики, и соответствующее принятым каким-либо сообществом правилам.

Регресс – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, т. е. от более организованного к менее организованному.

Религия – особый общественный институт, верования и культовые действия, осуществляющие связь человека с высшей реальностью.

Релятивизм - методологический принцип в теории познания, состоящий в абсолютизации положения об относительности и условности наших знаний.

Рефлексия - (от позднелат. reflexio - обращение назад) - размышление, самонаблюдение, самопознание. Форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Сакральный - (от латинского sacralis - священный), обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними, в отличие от светского, мирского, профанного.

Синкретизм – слитность, нерасчленённость, отсутствие дифференциации.

Смысл - идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо. (Смысл жизни, Смысл истории и т. д.).

Сознание - человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении, высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

Спиритуализм – учение, признающее сущностью мира духовное начало, материальные же объекты представляются творением духовных.

Субстанция (лат. substantia - сущность; то - что лежит в основе)сущность, нечто, лежащее в основе. То, что является причинной самого себя и существует без связи с другим.

Субъект - (от лат. subjectus - лежащий внизу - находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

Схоластика – этап развития средневековой философии, состоящей в поиске рациональных путей познания Бога.

Сциентизм (от лат. scientia - наука) - абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца берутся естественные науки, математика.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Телеология – учение о целях, аргументация в терминах цели.

Теодицея – оправдание Бога, попытка ответить на вопрос, почему Бог допускает зло в мире.

Технократизм – отношение к техническому прогрессу, сторонники которого уверены в благотворности его результатов.

Тотемизм – древнейшая форма религиозности, основанная на вере в сверхъестественное родство данной родовой группы с «тотемом» - (животным или растением).

Трансцендентальный (от лат. transcendens - род. п. transcendents - выходящий за пределы) – всеобщий.

Трансцендентный - запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом.

Утилитаризм (латutilitas- польза) - этическая теория, признающая критерием нравственности поступка его пользу.

Фальсификация (позднелат. falsificatio - от falsifico - подделываю) - преднамеренное искажение каких-либо данных.

Фатализм (лат. fatalis - роковой) - философская концепция, полностью отрицающая способность человека изменить предначертанный высшей волей, роком, судьбой ход событий.

Филогенез – историческое развитие организмов, эволюция органического мира.

Футурология – это совокупность представлений о будущем человечества.

Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

Цивилизация (лат.Civilis– гражданский, общественный, государственный) – 1) исторический процесс совершенствования жизни общества (Гольбах); 2) образ жизни общества после выхода его из первобытного, варварского состояния (Морган); 3) материальная, утилитарно-технологическая сторона общества, противостоящая культуре как сфере духовности, творчества и свободы (Зиммель и др.); 4) последняя, завершающая фаза эволюции какого-то типа культуры, эпоха смерти этой культуры (Шпенглер); 5) любой отдельный социокультурный мир (Тойнби).

Экзистенциализм (лат.existentia) – течение в западной философии, раскрывающее внутреннее состояние человека под названием «экзистенция».

Экзистенция - подлинное существование.

Site Team

Единобожие в истории христианства

Ранее мы уже приводили тексты из Ветхого и Нового Заветов, подтверждающие, что Единобожие есть религия Бога, к которой призывали все Его посланники, включая Иисуса, на протяжении веков.

Если основой религии Иисуса было Единобожие, то где же последователи Иисуса? И когда исчезло Единобожие из жизни христиан? И возможно ли, чтобы все эти свидетельства Единобожия не оказывали никакого влияния на христианство на протяжении стольких веков?

Для того чтобы найти ответ на эти вопросы, исследователи долго перелистывали страницы древней, средневековой и новейшей истории. Они имели целью выяснить, что же произошло с Единобожием за двадцать веков противостояния язычеству Павла. И что же открылось им?

Единобожие до Никейского собора

Первое поколение христиан после вознесения Иисуса верили в Единственность Бога и в то, что сам Иисус был Его рабом и, соответственно, человеком. Они верили, что Иисус был посланником Бога и Его пророком. Это подтверждают тексты Библии, которые мы приводили ранее в качестве свидетельств Единобожия.

В нашем распоряжении имеются и исторические свидетельства того, что первое поколение христиан исповедовало чистое Единобожие.

А в «Американской энциклопедии» говорится: «Движение Единобожия в истории религий началось очень рано и в действительности оно появилось на десятки лет раньше Троицы». Дело в том, что Единобожие появилось с появлением посланников и пророков и ярко блеснуло во время пророческой миссии Иисуса (мир ему), который, подобно своим предшественникам, принес миру учение о Единобожии.

Во французской энциклопедии Ларусса сказано: «Догмата о Троице не было в книгах Ветхого Завета, он не проявлялся в действиях первых отцов церкви и ближайших учеников Христа, однако католическая и протестантская церкви продолжают утверждать, что вера в Троицу была у христиан всегда... В течение всего периода существования первой христианской церкви, состоящей из евреев - последовавших за Иисусом иудеев - господствовало убеждение, что Иисус - человек. Жители Назарета и все группы христиан, состоящие из бывших иудеев, были убеждены, что Иисус - человек, укрепленный и поддерживаемый Святым Духом. И все это время никто не упрекал их в ереси, неверии и безбожии. Во втором веке христианской эры были приверженцы нововведений и безбожники. И в том же втором веке были верующие, которые считали Иисуса Мессией и обычным человеком. С увеличением числа язычников, принимающих христианство, появились убеждения, которых не было ранее».

Ауд Саман говорит, подтверждая, что Иисус не имеет никакого отношения к многобожию и язычеству: «Внимательно изучив отношения учеников и Иисуса, мы обнаруживаем, что они воспринимали его только как человека, поскольку они, как и иудеи, считали, что Бог не может явиться в образе человека. Да, они ожидали пришествия Мессии, однако Мессия, согласно их представлениям, которые они унаследовали от отцов и дедов, был посланником Бога, но никак не Самим Богом».

«Американская энциклопедия» также подчеркивает, что путь от первого Иерусалимского собора, созванного учениками Иисуса, до Никейского собора был отнюдь не прямым, и Единобожие было распространено даже в тех районах, где проповедовал Павел, то есть в Антиохии и среди галатов, и Павел встретил резкое сопротивление.

15 июля 1966 года в газете «Таймс» был опубликован древний христианский документ, из которого следовало, что в первый период после смерти Иисуса его последователи были убеждены, что он всего лишь очередной пророк, посланный к сынам Израилевым.

А Бертранд Рассел, английский философ, говорит: «Вы спросите: почему Бертранд Рассел не христианин? Отвечаю: потому что я считаю, что первый и последний хри-стианин умер девятнадцать веков назад, и с ним умерло истинное христианство, которое принес людям этот великий пророк».

Однако изначальность Единобожия, которое господствовало при жизни первого поколения христиан, и его сила не смогли помешать распространению языческого призыва Павла среди новообращенных христиан из числа бывших язычников. Они нашли в его призыве привычные им языческие основы с добавлением идеалов и морально-этических норм, которых не хватало римскому и греческому язычеству.

Что же касается учеников Иисуса, то они решительно отвергли и осудили призыв Павла и старались воспрепятствовать его распространению. После их кончины про-должатели их дела, приверженцы Единобожия, продолжили борьбу с последователями Павла. Появились группы тех, кого церковь в своей истории называет еретиками. Это люди, которые отвергали религиозные мнения (постановления) церкви, в том числе и группы, отвергавшие Божественность Иисуса.

Среди них - эбиониты. Название это восходит к слову «эйвоним» - «нищие».

Эти группы и общины появились в первом веке нашей эры. Основаны они были евреями. Их деятельность стала особенно активной после 70 года.

Об убеждениях этих групп нам сообщают древние историки. Патриарх Александрии сказал в 326 году об арианстве: «Это учение взбунтовавшихся против богобоязненности церкви, учение эбионитов, и оно очень похоже на учение Павла Самосатского».

А Кирилл Иерусалимский в 388 году сказал о еретиках: «Керинфпроизвел разрушение в церкви, и так же Менандр, Карпократ и эбиониты».

Иринейпишет в своей книге «Против еретиков»: «Эбиониты согласны с тем, что Бог сотворил мир, однако их представления о Господе подобны представлениям Керинфа и Карпократа. Они используют только Евангелие от Матфея и не признают Павла. Они говорят о нем, что он отрекся от Закона. Они делают обрезание и придерживаются всех обычаев, упомянутых в Законе».

Евсевий Кесарийский (ум. в 240 году) писал в своей «Истории»: «Наши древние предки были правы, называя их беднотой, потому что их убеждения касательно Иисуса действительно были "бедными" и низкими. Они считали его обычным человеком, который стал праведным, достойным и уважаемым лишь благодаря своим нравственным достоинствам». Эбиониты считали Павла вероотступником и обвиняли его в искажении религии».

В различных источниках упоминается о том, что они использовали только Евангелие от Матфея или Еврейское Евангелие. Скорее всего, это два названия одного и того же Евангелия. По всей вероятности, они использовали еврейский оригинал Евангелия от Матфея и оставили без внимания остальные. Некоторые историки считают, что именно из-за этой общины Иоанна побудили написать его Евангелие, дабы утвердить Божественность Иисуса.

Эта община приобрела влияние и усилилась. У нее появилось много сторонников и последователей в Палестине, Сирии и Малой Азии и даже в Риме. Она просуществовала до 4 века. Из слов святого Жерома следует, что в четвертом веке она была ослаблена и подвергалась преследованиям и гонениям. Она оказалась в подобном положении после того, как ее члены отказались подчиняться постановлениям Никейского собора и указам Константина.

Некоторые мусульманские исследователи считают, что именно об этой общине говорится в кораническом аяте: «Мы поддержали тех, которые уверовали, в борьбе с их врагами, и они вышли победителями» (Сура 61 «Ряды», аят 5). И именно этих людей имел в виду Иисус, когда говорил: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Не-бесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны мило-стивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнан-ные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (От Матфея, 5:3-12).

Практически одновременно с появлением этой общины, в 73 году появился проповедник по имени Коринф, которого историк Евсевий назвал предводителем еретиков. Он считал, что Иисус был выдающимся человеком, и не более того. Он отверг все Евангелия, кроме Евангелия от Матфея, точнее, утерянного ныне еврейского текста этого Евангелия.

В конце 2 века появился Аммоний Саккас. Он утверждал, что Иисус - сверхчеловек, любимец Бога, а его ученики исказили его призыв. Нечто подобное утверждал и Карпократ. Его последователей называли карпократиане. Однако они, утверждая человеческую природу Иисуса, дошли до преувеличений и заявили, что Иисус подобен остальным мудрецам и любой способен повторить его деяния и вести себя подобно ему. В ответ на их утверждения несогласные с ними начали утверждать о Божественности Иисуса, хотя для этого и не было оснований.

В своем противостоянии с обожествляющими Иисуса (мир ему) эти люди низвели его намного ниже того места, которое отвел ему Всевышний.

В середине 3 века появилась еще одна община - павлиане, последователи Павла Самосатского, который был епископом Антиохии в 260 году. Он также занимал высокий пост в королевстве Тадмор.

Священник Кирд излагает основные убеждения павлиан в своей книге «Светоч тьмы в разъяснении служения»: «Община, называемая павлианами. Последователи Павла Самосатского, епископа Антиохии. Они верят в то, что Бог один и един, и у Него одна сущность и одна ипостась. Они не называют его тремя именами, и не веруют в то, что Слово является Спасителем, и не веруют в животворящий Святой Дух. Они говорят, что Иисус - человек, сотворенный Богом, подобно Адаму, и по сущности своей он подобен любому из нас, а началом его была Мария...».

В течение пяти лет церковь созвала три Собора ради того, чтобы убедить его отказаться от его взглядов. Последний из этих соборов был созван в 268 году. Павел присутствовал на нем и отстаивал свои убеждения. После Собора он был изгнан и лишен всех постов и привилегий, однако его последователи существовали вплоть до 7 века.

В начале 4 века появился ученый-монах Лукиан. Он считал, что Иисус - небесное создание, и Бог вывел его из небытия, и он стал существовать. В его личности проявился Божественный разум. Его дух был нечеловеческим, однако он абсолютно точно не был Богом.

На убеждения этой общины оказали влияния господствовавшие в те времена искаженные представления о мире, Боге и религии, поэтому они и объявили Иисуса «сверхчеловеком».

Единобожие после Никейского собора

Монотеистическая религия как тип религиозного мировоззрения появилась задолго до начала нашей эры и представляла собой как персонификацию Бога, так и представление и наделение всех сил природы единым сознательным эгрегором. Одни мировые религии наделают Бога личностью и её качествами; другие — всего лишь возвышают центральное божество над остальными. Например, православное христианство — монотеистическая религия, в основе которой лежит образ триединства Бога.

Чтобы пролить свет на столь запутанную систему религиозных верований, требуется рассмотреть сам термин с нескольких аспектов. Здесь следует помнить о том, что все мировые монотеистические религии принадлежат к трём типам. Это авраамические, восточно-азиатские религии и религии Америки. Строго говоря, монотеистической религией не является та, которая основана на функционировании нескольких культов, но имеет центрального бога, возвышающегося над остальными.

Монотеистические религии имеют две теоретические формы — инклюзивную и эксклюзивную. Согласно первой — инклюзивной — теории, Бог может иметь несколько божественных персонификаций при условии их единения в целом центральном эгрегоре. Эксклюзивная теория наделяет образ Бога трансцентентными личностными качествами.

Данная структура подразумевает в себе глубокую неднородность. Например, деизм предполагает уход от дел Божественного Создателя сразу после сотворения мира и поддерживает концепцию невмешательства сверхъестественных сил в ход развития Вселенной; пантеизм подразумевает святость самой Вселенной и отвергает антропоморфные облик и сущность Бога; теизм, наоборот, заключает в себе общую идею существования Творца и активного его участия в мировых процессах.

Учения Древнего Мира

Египетская древняя монотеистическая религия, с одной стороны, представляла собой некое подобие единобожия; с другой стороны, она также состояла из большого количества местных комбинированных культов. Попытка объединить все эти культы под эгидой единого бога, покровительствовавшего фараону и Египту, была предпринята Эхнатоном в 6 веке до нашей эры. После его смерти религиозные верования вернулись в прежнее русло политеизма.

Попытки систематизировать божественный пантеон и привести его к единому личностному образу предпринимались греческими мыслителями Ксефаном и Гесиодом. В «Государстве» Платон ставит целью поиск Абсолютной Истины, властной надо всеми вещами в мире. Позже на основе его трактатов представители эллинистического иудаизма предпринимали попытки синтезировать платонизм и иудаистические представления о Боге. Расцвет идеи о монотеистичности божественной сущности относится к периоду античности.

Монотеизм в иудаизме

С еврейской традиционной точки зрения, первичность монотеизма была разрушена в процессе развития человечества распадом его на множественные культы. Современный иудаизм как монотестическая религия строго отрицает существование каких-либо сверхъестественных сторонних сил, в том числе богов, неподконтрольных Создателю.

Но в своей истории иудаизм не всегда имел такую теологическую основу. И ранние этапы его развития проходили под статусом монолатрии — политеистической веры в возвышение главного бога над второстепенными.

Мировые монотеистические религии, такие как христианство и ислам, свои истоки имеют в иудаизме.

Определение понятия в христианстве

В христианстве господствует ветхозаветная авраамическая теория монотеизма и Бога — как единственного вселенского творца. Однако христианство — монотеистическая религия, основные направления которой вносят в неё идею триединства Бога в трёх проявляениях — ипостасях — Отца, Сына и Святого Духа. Этот догмат Троицы накладывает на трактовку христианства исламом и иудаизмом политеистический или тритеистический характер. Как утверждает само христианство, «монотеистическая религия» как понятие в полной мере отражена в его основной концепции, но сама идея тритеизма не раз выдвигалась богословами, пока не была отвергнута Первым Никейским Собором. Впрочем, среди историков бытует мнение, что в России существовали последователи православных течений, отрицающих триединство Бога, которым покровительствовал сам Иван Третий.

Таким образом, просьбу «объясните понятие монотеистической религии» можно удоволетворить, приведя определение монотеизма как веры в единого Бога, который может иметь в этом мире несколько ипостасей.

Исламские монотеистические воззрения

Ислам строго монотеистичен. Принцип монотеистичности провозглашается в Первом Столпе Веры: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Его». Таким образом, аксиома единственности и целостности бога — Таухид — заключена в его фундаментальной теории, и все обряды, ритуалы и религиозные действия призваны показать Единственность и Целостность Бога (Аллаха).

Величайшим грехом в исламе является ширк — приравнивание к Аллаху других божеств и личностей — этот грех непрощаем.

Согласно исламу все великие пророки исповедовали монотеизм.

Специфические особенности бахаи

Данная религия берет свое начало в шиитском исламе, ныне многими исследователями расценивается как самостоятельное течение, однако в самом исламе считается вероотступнической религией, а её последователи на территории мусульманских республик ранее подвергались гонениям.

Название «бахаи» происходит от имени основателя религии Бахауллы («Слава Божья») — Мирзы Хусейна Али, который родился в 1812 году в семье потомков царской персидской династии.

Бахаизм строго монотеистичен. Он утверждает, что все попытки познать Бога будут тщетны и бесполезны. Единственной связью между людьми и Богом являются «Богоявленные» — пророки.

Особенностью бахаи как религиозного учения является открытое признание всех религий истинными, а Бога единым во всех ипостасях.

Индуистический и сикхский монотеизм

Не все мировые монотеистические религии имеют схожие черты. Это обусловлено их различным территориальным, ментальным и даже политическим происхождением. Например, невозможно провести параллель между монотеизмом христианства и индуизма. Индуизм представляет собой огромную систему различных обрядов, верований, местных национальных традиций, философий и теорий, основанных на монотеизме, пантеизме, политеизме и тесно связанных с языковыми диалектами и письмом. На такую широкую религиозную структуру сильно повлияла кастовая стратификация индийского общества. Монотеистические представления индуизма чрезвычайно сложны — все божества объединены в один сонм и созданы Единым Творцом.

Сикхизм, как разновидность индуизма, также утверждает принцип монотеизма в своем постулате «Один Бог для всех», в котором Бог раскрывается аспектами Абсолюта и индивидуальной частицы Бога, живущей в каждом человеке. Физический мир иллюзорен, Бог пребывает во времени.

Китайская система теологических мировоззрений

Начиная с 1766 года до нашей эры традиционным мировоззрением китайских императорских династий становится почитание Шан-Ди — «верховного предка», «Бога» — или неба как самой могущественной силы (Тань). Таким образом, китайская древняя система мировоззрений — это своего рода первая монотеистическая религия человечества, существовашая раньше буддизма, христианства и ислама. Бог здесь персонифицировался, но не приобретал телесной формы, что равняет Шан-Ди с моизмом. Однако эта религия не является монотеистической в полном смысле — в каждой местности существовал свой пантеон малых земных божеств, определяющих особенности материального мира.

Таким образом, на просьбу «объясните понятие «монотеистическая религия» можно сказать, что такой религии свойственен монизм — внешний мир майя является всего лишь иллюзией, а Бог заполняет всё течение времени.

Единый Бог в зороастризме

Зороастризм никогда не утверждал идею чёткого единобожия, балансируя между дуализмом и монотеизмом. По его учению, распространившемуся в первом тысячелении до нашей эры по Ирану, верховным единым божеством является Ахура Мазда. В противовес ему существует и действует Ангра-Майнью — бог смерти и мрака. Каждый человек должен разжечь в себе огонь Ахура Мазды и изничтожить Ангра-Майнью.

Зороастризм оказал заметное влияние на развитие идей авраамических религий.

Америка. Монотеизм инков

Наблюдается тенденция монотеинизации религиозных верований народов Анд, где происходит процесс объединения всех божеств в образ бога Викарочи, например, сближение самого Викарочи, создателя мира, с Пача-Камаком, создателем людей.

Таким образом, составляя примерное объяснение в ответ на просьбу «объясните понятие монотеистическая религия», следует упомянуть, что в некоторых религиозных системах боги, имеющие схожие функции, со временем сливаются в один образ.

- (от греч. monos единственный и theos Бог) учение о едином персонифицированном Боге. Монотеистическими религиями являются иудаизм, ислам и христианство (если признается, что троичность Бога Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух не ставит под сомнение … Философская энциклопедия

- (греч., от monos один, Theos Бог). Доктрина, признающая единого Бога. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНОТЕИЗМ [Словарь иностранных слов русского языка

Религия, единобожие. Ant. многобожие Словарь русских синонимов. монотеизм см. единобожие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

МОНОТЕИЗМ см. ПОЛИТЕИЗМ и МОНОТЕИЗМ, ТЕИЗМ, БОГ. ПОЛИТЕИЗМ И МОНОТЕИЗМ (греч. poly много, гао nos один, theos Бог) религиозное учение и представление о многобожии и единобожии, поклонение многим или одному Богу. П. возникает в период… … Новейший философский словарь

монотеизм - а, м. monothéisme m. Форма религиозного верования, признающая только одно божество; единобожие (противопол. политеизм). БАС 1. По той же причине они <смерды> так охотно прилепились к многобожию: оно казалось им более сподручным, чем… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (от моно... и греческого theos бог) (единобожие), система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. К монотеистическим религиям относятся иудаизм, христианство и ислам … Современная энциклопедия

- (от моно... и греч. theos бог) (единобожие) система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. В богословской литературе к монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство и ислам … Большой Энциклопедический словарь

- [тэ], монотеизма, мн. нет, муж. (от греч. monos один и theos бог) (научн.). Единобожие; ант. политеизм. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

- [тэ ], а, муж. (спец.). Вера в одно единственное божество, в единого бога, единобожие; противоп. политеизм. | прил. монотеистический, ая, ое. Монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

- (от monos единый и deos Бог) вера и поклонение единомуБогу. М., как религиозная форма, противоположен политеизму; какфилософское учение, он отличается не только от политеизма, но и отпантеизма, деизма и теизма. Религиозный М. в совершенной форме… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Религии Северного Кавказа. Монотеизм. Политеизм. Пантеизм , Николай Лысенко. Данная монография охватывает все значительные вероисповедания Северного Кавказа. Влияние мировых религий и языческих культов наиболее ярко проявилось в западнойчасти региона. Именно здесь…
  • Ноомахия. Войны ума. Цивилизации границ. Семиты. Монотеизм Луны и Гештальт Ва"ала , Дугин Александр Гельевич. Книга Александра Дугина посвящена исследованию семитской цивилизации как многоуровневого явления с множеством самостоятельных полюсов, развивающегося самостоятельно, но одновременно…