Что представляет собой дух человека. Разница между душой и духом. «Ибо вы есть прах»

Многие люди считают понятия «душа» и «дух» одинаковыми по смыслу. Но так ли это на самом деле? Как объясняют эти два слова: душа и дух - в чем разница?

Каждый человек состоит из трех сущностей: души, духа и тела. Они гармонично объединяются в единое целое. Потеря одного компонента означает потерю самого человека.

Что такое душа?

Душа - это нематериальная сущность человека, которая определяет его как уникальную личность. Она живет в теле и является связующим звеном между внешним и внутренним миром. Только благодаря ей человек живет, страдает, любит, общается и познает окружающий мир. Не будет души, не будет и жизни.

Если тело существует без души, это не человек, а какая-то машина для выполнения различных функций.

Душа вселяется в тело при рождении и уходит из него с наступлением смерти. Но до сих пор многие спорят о том, в каком же месте обитает душа?

  1. По одной версии, душа находится в ушах.
  2. Еврейские народы думают, что душа вселяется в кровь.
  3. Жители коренных северных народов отводили душе место на самом главном шейном позвонке.
  4. Православные считают, что душа селится в легких, животе или в голове.

В христианстве душа бессмертна. Она имеет ум и чувства, даже имеет свой вес. Ученые выяснили, что тело после смерти становится легче на 22 грамма.

Дух - это самая высокая сущность, которая также живет в теле человека. Если душа может быть у растения или животного, то дух может быть только у существа, обладающего высшим разумом. В священном писании говорится, что дух - это дыхание жизни.

Благодаря духу, люди выделяются из всего живого мира и становятся превыше всего. Формирование духа происходит еще в детском возрасте. Это воля и знания, сила и самопознание. Дух выражается тем, что стремится к Господу, отбрасывая все мирское и греховное.

Именно дух тянется к гармонии и всему высокому, что есть в жизни.

Господь Бог спас нас, чтобы мы больше не совершали греховных дел, а жили в духе. Мы должны стать не высоконравственными, высоко духовными людьми. Многие добрые люди не являются духовными. Они просто живут, совершая мирские дела, но в них не чувствуется присутствие духа. А есть те, кто, по сути, вел обычную жизнь, но был богат духовно.

В чем же разница?

Уяснив для себя эти понятия, можно сделать несколько выводов:

  • душа и дух - совершенно разные понятия;
  • душа есть у любого живого существа, а дух присущ только человеку;
  • душа часто испытывает на себе воздействие окружающих;
  • душа вселяется в человека при рождении, а дух появляется лишь в минуты покаяния и принятия Бога;
  • когда душа покидает тело, человек умирает, а если дух уходит из тела, то человек продолжает жить, совершая грехи;
  • лишь дух может познать слово Божие, душа может лишь почувствовать его.

Нельзя четко провести грань между этими двумя определениями. В каждом религиозном учении свои трактовки этих двух сущностей. Для православного человека ответ следует искать . Ведь только это писание способно помочь в определении, что такое душа и дух, в чем разница.

Существуют разные понимания того, что такое «дух» и « ». Кто-то говорит, что это одно и то же, а кто-то разделяет эти понятия. Интересно было бы разобраться подробнее, потому что на самом деле это многое определяет в нашей жизни. Кем я являюсь, я – человек душевный или человек духовный? Как связаны между собой понятия душа и дух?

Чаще всего понятие «душа» ассоциируется с внутренней природой, которой наделено любое живое существо. Мы можем говорить о том, какими душевными и отзывчивыми могут быть наши любимые домашние животные, можем сказать, что у растений также есть своя душа, которая отзывается на нашу заботу. Некоторые люди наделяют душой реки и моря, деревья и камни. И уж, конечно, сама наша матушка Земля обладает душой. Иначе как можно объяснить многочисленные природные катаклизмы, которые нарастают на нашей планете с каждым годом? Душа Земли «вопиет», видя духовное состояние современного человечества, населяющего планету.

Понятие «дух» чаще всего связывают с некоей внутренней силой или направленным действием. Есть даже такое устоявшееся словосочетание «Божественный дух». Иными словами, дух – это нечто такое, что подразумевает под собой развитие, деятельность, внутреннее активное начало. Можно сказать, что все люди наделены душой, но не у всех людей развит дух, духовность.

Размышляя дальше, дух и душу человека можно представить как два аспекта нашего духовного «я» – внутренний и внешний. Душа человека больше связана с нашими отношениями с другими людьми, отношениями, ограниченными рамками времени и пространства, отношениями как бы «в горизонтальной плоскости». Дух больше связан с нашими отношениями с Богом или вертикальными, вечными взаимоотношениями. Душевный человек – это тот, кто открыт душою ко всем людям, кто может откликнуться на чужую боль как на свою собственную, кто способен сочувствовать другим и понимать их. Человек «духовный» – это тот, кто развивает свои личные , открывается в и возможно даже чувствует .

Несомненно, нам в жизни очень важно развивать в себе оба аспекта, но даже сам русский язык подсказывает нам какой из них для нас важнее. После смерти наша душа отправляется в ДУХовный мир. То есть духовный мир – это мир душ, которые созрели духом. Другими словами, нам важно строить отношения с людьми, мы, безусловно, должны развивать – интеллект, эмоции, волю и сердце. Но, прежде всего, в нашей жизни очень важно построить глубокие взаимоотношения с Богом, которые позволят нам развить и совершенствовать наш дух. Душевное и духовное развитие человека должны идти вместе, рука об руку.

Духовным началом наделен каждый человек, но дух каждого из нас находится на разной стадии развития. Кто-то находится только на уровне «формирующегося духа» , когда человек еще не способен строить глубоких отношений с Богом, не способен думать ни о ком другом кроме себя самого. Это не обязательно означает, что такой человек «плохой», просто его дух еще не развит, его дух только начинает формироваться. Мышление такого человека можно сравнить с мышлением маленького ребенка, который привык все требовать только для себя.

Есть люди, которые духовно растут и развивают свои отношения с Богом, постепенно достигая уровня, который можно назвать «духом жизни» , когда они способны позаботиться не только о себе и о своей собственной жизни, но и наполнить жизнью других людей. Таких людей мы обычно называем добродетельными людьми (добрыми людьми) или праведниками. Они способны жить ради других, связывая свои желания также с желаниями Бога.

И лишь немногие достигают третьего, самого высокого уровня развития человеческого духа – уровня «божественного духа» . Эти люди в наиболее полной мере способны ощутить то, чего хочет Бог, а также понять сердце Бога в отношении другого человека. Они способны действовать от имени Бога, и как Его представители нести в мир Божью любовь, Божью истину и свет. Таких людей мы заслуженно называем святыми.

Все мы обладаем потенциалом стать людьми божественного духа, развить свою душу, наполнив ее Божьей любовью к людям. Однако это зависит, прежде всего, от наших усилий. Все начинается с первого шага к Богу, с построения наших личных отношений с Ним. Только так мы сможем стать людьми, у которых гармонично развиты и дух, и душа. И тогда наша душа сможет достойно занять свое место в прекрасном духовном мире, который превосходит все наши мыслимые земные ожидания.

Глава 14 «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДУХ. ЧТО ТАКОЕ СТОЯТЬ В ПРОЛОМЕ. ДУХОВНЫЙ МИР. РАССКАЗ РЕВЕКИ» из книги Ревеки Браун «Он пришел отпустить измученных на свободу»

Библейское учение о строении человека

В процессе чтения этой книги вы часто встречали выражение «человеческий дух». Это очень важный аспект, который должны понимать христиане. Эту силу развивали и использовали Элания и подобные ей. Давайте посмотрим, что говорит об этом Писание:

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». 1 Фессалоникийцам 5:23

Павел учит о том, что человек в своем естестве троичен. Это значит, что у нас три отдельные части: тело, душа (которой являются наш сознательный интеллект, воля, эмоции) и дух. Он очень четко говорит, что все три части должны быть очищены и преданны Иисусу, и сам Иисус даст нам способность сохранить их без пятна и порока к Его приходу.

Бытие 2:7 говорит: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».

Так Адам стал жить и узнал, что он живое существо. Сущность нашего естества - это наша душа, которая проявляется в нашем разуме, нашей воле и наших эмоциях.

«Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное». 1 Коринфянам 15:44

Очень часто этот стих не замечают. Наш дух имеет форму и очертания, соответствующие нашему физическому телу. Немногие люди, за исключением сатанистов или тех, кто занимается астралом, знают об этом.

«Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, - в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает, - восхищен был до третьего неба, И знаю о таком, человеке, - только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает, - Что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». 1 Коринфянам 12:2-4

«После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий». Откровение 4:1,2

Эти места писания показывают определенное переживание в человеческом духе, и духовное тело было отделено от физического тела. Заметьте, тогда когда Иоанн пишет, что он был в «духе», то это слово написано с маленькой буквы, это говорит о том, что это был его, человеческий, дух. Всякий же раз, когда в писании речь идет о Духе Святом, то пишется с заглавной буквы.

«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». Евреям 4:12

Вы когда-нибудь задумывались, почему необходимо разделение между душой и духом? Согласно этому стиху это разделение может произойти.

Человек до грехопадения и после

Адам перед грехопадением знал это и видел духовный мир так же просто, как и физический. Как? Используя свое духовное тело. Это продемонстрировано на примере его жизни, когда он мог ходить и говорить с Богом в Эдемском саду. Он имел сознательное ощущение своего духовного тела, такое же как и физического. Его душа (сознательный интеллект и воля) контролировала и духовное и физическое тело. Но после грехопадения пришла духовная смерть, то есть Адам и его потомки больше сознательно не переживали духовное тело, и он уже не мог общаться с Богом так, как это делал это раньше.

Адам до его падения был единственным человеком, созданным по образу Бога. Адам мог общаться с Богом, который есть Дух. Когда Дух Святой приходит и возрождает нас, когда мы принимаем Иисуса как нашего Господа и Спасителя, наши духовные тела перерождаются (или рождаются заново) и мы становимся способными общаться с Господом и поклоняться Ему, как Адам до своего падения. Факт того что через наш человеческий дух мы общаемся с Богом (с помощью Духа Святого), ясно показан в следующем стихе: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Иоанна 4:23,24

Из-за падения это нарушилось. Таинственное звено было уничтожено. И это остановило свободное общение Адама с Богом, (см. Евреям 4:12 ). Заметьте, когда в этих двух стихах говорится о «Духе» Божьем и «духе» человеческом, наблюдается разница в написании, то есть написанием отделяют дух человеческий от Духа Божьего. В общем, в этом аспекте только дух может соединяться (общаться) с духовным миром и поклоняться Богу Отцу, который есть Дух.

Это звено вступает в действие только тогда, когда Бог этого желает. Он использует его, чтобы:

Дать понимание Писания.

Сделать наши сердца чувствительными к Его присутствию.

Дать нам способность распознать духов и т.д.

Ангелы и демоны

В Библии также говорится об ангелах, что они духовные существа.

«Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими - огонь пылающий». Псалом 103:4. Этот же стих цитируется Павлом в Евреям 1:7 . «Кому когда из Ангелов сказал Бог: «сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служения для тех, которые имеют наследовать спасение». Евреям 1:13,14

Сатана и его демоны - тоже духи. Они когда-то были ангелами Божьими, пока не взбунтовались. Иисус говорит о них как об ангелах и духах.

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Матфея 25:41

Итак, из этих и многих других мест писания мы видим, что не только Бог есть Дух, но существуют и другие духовные существа, такие как ангелы, одни из которых служат Богу, другие - сатане.

Наши духовные тела являются связующим звеном между нами и духовным миром, потому что духовный мир не может быть виден и быть измеренным ничем физическим.

Зачем сатане наш дух?

Через Дух Святой наш дух способен общаться с Господом и прославлять Его, но писание в Евреям 4:12 показывает нам, что не воля Божья для нас брать сознательный контроль над своим духовным телом во время нашего пребывания на земле в греховном теле. Поэтому меч Духа разделяет между собой душу и дух. Когда это происходит, душа (интеллект, эмоции и воля) не может больше контролировать духовное тело. Господь так же непреклонен в 1 Фессалоникийцам 5:23, чтобы наш дух находился под полным руководством Иисуса Христа, а также наша душа и физическое тело.

В Откровении 18:11 и 13 есть очень интересное место писания. (Относится к падению Вавилона). «И купцы, земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает, Корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих».

Почему здесь разграничили плоть и душу человека? Потому что в духовном теле человека существует феноменальная сила, особенно когда эти духовные тела находятся под контролем души. Со дня грехопадения Адама сатана постоянно работает, чтобы взять контроль над духовными телами для своих злых личных целей. Человеческие тела очень слабые и практически непригодны для использования сатаной, но тела духовные, находящиеся под сознательным контролем их душ, совершенно иные.

Цель сатаны - научить людей опять обрести способность сознательно контролировать свои духовные тела. Многие это делают. Когда эти люди достигают этого, они ощущают духовный мир так же, как и физический. Они могут свободно говорить с демонами, выходить в духовном теле из физического и с полным сознанием перемещаться и что-то делать, влиять с помощью сверхъестественной силы на физический мир.

Именно в своих духовных телах колдуны и колдуньи приходили и стаскивали меня и Эланию с кровати, толкали и били нас. Для нас они были невидимы, так как физические глаза не могут видеть духовный мир. Бог не хочет, чтобы Его народ контролировал свои духовные тела таким образом. Если бы это было так, мы были бы подвергнуты неимоверным греховным искушениям и не полагались бы на Бога, а также постоянно бы видели, что происходит в царстве сатаны.

Соединение души и духа человека

Существует особый класс демонов, которые называют себя «демоны силы» и обеспечивают возможность соединения души и духовного тела человека. Они становятся связующим звеном, наделяя человека способностью обретать сознательный контроль над своим духовным телом. Воображение - это ключ к двери, обеспечивающий такое соединение между душой и духом. Поэтому так важно пленять всякие мысли в послушание Христу (2 Коринф. 10:3-5). Хороший пример воображения, как связующего звена с духовным миром, в оккультных фантастических воображаемых играх. Мы нашли, что можно сохранить много времени и в процессе освобождения, если понятно объяснить этот момент.

Если человек имеет способность сам создавать духовные переживания или проявления, то я вполне серьезно могу заявить, что очень сильно сомневаюсь, что эти проявления от Бога. Более того, они, скорее всего, от сатаны.

«Опустошение разума» и Дух Святой

Многие христиане думают, что для того, чтобы Дух Святой мог говорить через них или контролировать их, им нужно «опустошить свой разум». Но Библия говорит нам, что у нас должна быть активная кооперация с Духом Святым. Если же наш разум «отключен», то дух говорящий через нас, не Дух Святой, а демонический. Из-за недостатка знания Божьих принципов в отношении с нашим духом, множество христиан были направлены не в ту сторону.

Большинство так называемых пророчеств, которые исходят от людей с «отключенным» разумом, думающих, что этим дается свобода Духу Святому, являются демоническими. Многие обмануты в этой области и принимают такие пророчества, потому что пророк излагает такие факты из их жизни, о которых мог знать только Бог. Они забывают, что сатана знает каждую деталь в нашей жизни. Единственное, чего он не знает - это наши мысли и переживания сердца.

Контроль души духом. Может ли дух оскверняться?

Существует учение, которое возрастает в христианстве Америки, и которое я считаю опасным. Оно говорит, что «наш душевный человек должен находиться под контролем духовного, так как духовный наполнен Духом Святым, поэтому он без греха».

Есть две вещи, которые являются неправильными в этом учении. Первое: душа может находиться под контролем духа, только тогда мы должны иметь сознательный контакт между душой и духом. Но это настоящее колдовство.

В 1 Петра 1:22 говорится: «Послушанием истине чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца». Заметьте, что в этом стихе слово Дух написано с большой буквы, это говорит о том, что это Дух Святой. Наша душа «очищается» через подчинение и послушание Духу Святому, а не нашему человеческому духу.

Второе: в 1Фессалоникийцам 5:13 ясно говорит, что наш дух тоже может быть осквернен грехом (скверна духа), но только Иисус может сохранить его без пятна и порока к Своему приходу. Обратите внимание на этот стих: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохраниться без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». 1 Фессалоникийцам 5:23

В 1 Иоанна 1:8-9 написано о нашей греховности, которая очищается и сохраняет чистой только Христом.

«Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды». 1 Иоанна 1:8,9

Пожалуйста, заметьте, что Бог не исключает наш дух из возможности впасть в грех, я не нашла такого в Библии. Мы нуждаемся в освящении и постоянной святости и в духе, и душе, и теле. Цель разделения души и духа состоит в том, чтобы отделить наш дух от влияния нашей человеческой природы, которая находится в душе (душа - это наша личность). Если христианин находится в послушании Богу, он не будет сам что-то производить. Вместо этого он будет спокойно ожидать голоса Духа Святого, который приходит в его дух, и затем действовать согласно воле Божьей. Христианин, который находится в сознательном контакте со своим духом, не будет ждать руководства Духа Святого и Его голоса. Он возьмет инициативу в свои руки и поэтому, возможно, услышит голос, но не Духа Святого.

Что есть НЕНАВИСТЬ?

Существует еще одна широкая область нашего духа, которая оказывает серьезное влияние на многих людей, но об этом не часто говорится в церквях. Известно, что у сатаны есть возможность использовать духовное тело человека, о чем человек может и не знать.

«Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца…» 1 Ин. 3:15

Я долго не понимала этого стиха, пока Бог не открыл мне принципы духовного тела. Как человек может быть убийцей через эмоции, ненависть не используя свои физические возможности, чтобы привести человека к смерти.

Ненависть - это сознательный грех. Этот грех дает сатане моральное право иметь место в нашей жизни, если в нашем сердце ненависть. Если ты кого-то ненавидишь, то сатана войдет и воспользуется твоим духовным телом, чтобы атаковать человека, которого ты ненавидишь. Такие атаки производят различные болезни, инциденты, эмоциональные проблемы и даже физическую смерть.

Человек, который ненавидит, обычно не знает, что сатана пользуется его духовным телом. А человек, которого ненавидят, даже не представляет, откуда приходят эти проблемы в действительности. Поэтому мы должны быть очень аккуратными и как Иисус очистить и содержать в чистоте все три сферы: тело, душу и дух. Поэтому Иисус, наш Господь, так много говорит о прощении друг друга. Прощение останавливает ненависть. Мы, христиане, должны постоянно просить Господа, чтобы Он очищал наше сердце от всякого греха.

«Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня». Псалом 50:12

Как видим, грех в жизни Давида отразился и на его духе. Хорошее описание личных переживаний некоторых христиан, которые столкнулись с проблемами из-за ненависти к ним других христиан, даны в книге Вочмана Ни «Смертные силы души».



Душа делает человека немного выше животных,
а Дух делает человека немного ниже ангелов...

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. III, 16)

Дух - это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его. Через Дух мы находим образ Божий и обретаем потенциал, чтобы стать в Его подобием. Человеческий дух - не самостоятельная часть души, он неразрывно связан с душой, пребывает в ней, составляет ее высшую составляющую. По слову св. Феофана Затворника, дух есть "душа души человеческой ", "сущность души ". Душа человека включает в себя интеллектуальный (мыслительный), деятельной и чувственный аспекты. Присутствие духа в человеческой сути приподнимает каждую из этих составных частей выше обычной животной души, живущей лишь проблемами сохранения себя и своего рода. В отличие от нетварного Духа Божьего, человеческий дух тварен и ограничен. По своему существу Дух Божий совершенно отличается от духа человеческого, ибо сама сущность последнего ограничена и конечна.

Интеллектуальный аспект пристутствия Духа в человеческой душе: Дух привносит в человеческую душу стремление к идеалу. Пользуясь своим интеллектом в этом аспекте человек постоянно делает наблюдения и получает новый опыт, который образуется из осмысления всех своих наблюдений. Пользуясь интеллектом человек способен делать суждения и предположения даже о том, чего он не видит непосредственно перед собой, о том что попадает в "слепое пятно" его зрения. Союз интеллекта с Духом позволяет человеку стремиться еще выше и скать значение каждого понятия как части всеобщего и единого Божественного творения. Человек хочет знать цель своей жизни и свою роль в созидании мира материального и мира духовного. В познании этого человек и находит смысл своей жизни. Как просто и ясно сказал преподобный Серафим Саровский: "Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего" . Святой Феофан Затворник говорил: "Дух, всегда нам присущий как существенная сила, сам Бога созерцая яко Творца и Промыслителя, и душу манит в ту невидимую и беспредельную область ". Именно дух дает нам знания высшего рода, не познаваемые обычным мирским умом. И часто информация постигаемая духовнымобразом вступает в противоречие с интеллектуальным мирским познанием.

Деятельный или волевой аспект присутствия Духа в человеческой душе: В деятельной состоявляющей души Дух проявляется тем, что подталкивает человека к совершению бескорыстных дел, к милосердию и жертвенности. водство бескорыстных дел или добродетелей. Человек, движимы Духом совершает поступки не потому, что они необходимы для пропитания или устройсва быта, а потому что они могут быть "хороши, добры и справедливы", часто даже за счет и в ущерб удобству, быту и стяжанию материальных благ.

Чувственный аспект присутствия Духа в человеческой душе: Дух привносит чувственное в душу человека, стремление к любви и к красоте. Дух зпобуждает человека восхищаться красотой цветка, погружаться в музыку или созерцать живописные полотна. Духу ведомо что есть жизнь райская, небесная, поэтому дух стремится указать человеку на части прекрасного Божественного мира, части котрого проникли и в земную человеческую жизнь. феован Затворник писал: "Дух, Бога ведающий, естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет наслаждаться. Хотя не может он определенно указать, что она есть, но, сокровенно нося в себе предначертание ее, определенно указывает, что она не есть, выражая сие показание тем, что не довольствуется ничем тварным. Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская ".

В своих трудах Святитель Феофан Затворник указал, что есть здоровая гармоничная душа человека. Суть здоровой души составляет ее гармоничная интеграция с Духом. Принятие Духа и следование его указаниям, ибо "дух ведает Божественное" - является проводником Божественного Провидения, ведущего человека по жизненному пути к обретенияю Царствия Божьего. Дух соединяет душу человеческую с Богом ипозволяет испытывать радость от единения с его промыслами в отношении каждого человека, в построении добродетельной жизни в соответствии с Его заповедями. Жизнь же вразрез со своими духовнымиу стремлениями, стремление задавить их в угоду животным движениям души ради сиюминутной выгоды и потворствованию страстям приводит к отдалению души от Духа. Такая расщепленная душав лучшем случае не позволяет человеку исполнить свое предназначение. Такой человек теряет свой шанс устроить своей жизнью чпастичку Божьего Царствия в земной жизни. Ну а в худшем варианте место Духа занимают другие советчики, которые приводят человеку к обретению гиенны огненной еще при земной жизни.

Есть ли в человеке Святой Дух, предвечно исходящий от Бога Отца? Когда человек крестится и проходит таинство миропомазания в православную веру, он получает печать Святого Духа. Человек как бы переживает повторное рождение в правславной вере и становится новым человеком. Не случайно при крещении дается имя. СМ крещением человек обретает силу живого Бога в сердце. Но как Святой Дух действует в человеческой душе? Считается, что Святой Дух не оставляет человека, пока тот искренне исповедуется в своих недостатках и слабостях перед Богом, пока гордыня и прельщение мнением о своей значимости и силе не застилает духовное окно в Царство Божие. Святой Дух тайно действует в человеке, пока тот способен управляться и смирять свои страсти, уделяя основное внимание очищению и совершенствованию свой души. Феофан Затворник говорил, что дух человеческий ведомый Святым Духом вспоминает в себе свое истинное Божественное знание о том, что Бог существует, творит и поддерживает все сущее и возжигает в душах людей страх Божий. Человек осознает свою полную зависимость от Бога и в светлом страхе Божьем перед незримым свидетелем и судией старается поступать по Заповедям и по своей совести, наполненной знанием Духа. Не все дела и поступки у грешного и немощного душой человека получаются по Божьему промыслу. Но Бог милостливо смотрит на прегрешения, если человек, Дух которого вдохновлен Святым Духом, искренне понимает свое несовершенство, раскаивается в своих прегрешениях и ищет пути к исправлению и себя, и своих дел, и своей души. Когда человек начинает правильно усваивать преподнесенные ему Божественным промыслом жизненные уроки, Дух его оживает. Оживший Дух рождает в душе человека духовное рвение к постижению новых Божественных истин, желание быть с Богом и жить по воле его. Однако, ответственность за выбор правильного пути лежит на самом человеке. Бог дал каждому человеку свободу выбора. Предначертанный закон Божий каждый человек может постигать духовно при полном пособии Святого Духа и Духа души своей, зрящей духовным оком. Однако, на пути стремления к Богу каждый может и отсупиться, и пойти не предназначенной ему дорогой, прельстясь суетными соблазнами. Феофан Затворник писал: "Кроме желания, необходимо еще иметь силы и умение действовать: нужна мудрость деятельная. Кто вступит на истинный путь богоугождения или начнет при благодатной помощи стремиться к Богу, путем предначертанного закона Христова, тому неминуемо будут угрожать опасности сбиться на распутья, заблудиться и погибать, воображая себя спасаемым ".
Святой Дух возжигает божественный огонь в душе, пробуждая душу человека и указывая, с чего стоит начать свой путь. Но, сделав это, Бог останавливается и ждет реакции и самостоятельного выбора человека. И, лишь открыв свою душу Духу, слушая его указания, можно выбрать правильный для человека путь.
Путеводной звездой на пути к Богу служит совесть. Совесть, сравнивая выбранный путь с духовным знанием о правильности пути, подсказывает человеку, что правильно, а что неправильно, что угодно Богу, и что Ему не нравится, что должно быть сделано, и что не должно быть.
Кроме правоты выбора, подсказанного Святым Духом, от человека требуется и деятельная работа над своей душой: "Покаялся, уверовал, положил работать Господу, отвергшись всякого нечестия, всякой неправды, приял на то благодатные силы, – работай же теперь, не жалея себя. Но смотри не останавливайся на одной деловой стороне, а созидай паче свое внутреннее чрез нее, чтоб, устроив в себе благоукрашенный дом, приять наконец и Господа в явные и ощутимые обитатели ".