Что означает словосочетание золотой телец. Золотой телец - чем грозит поклонение идолу? Смотреть значение Золотой Телец в других словарях

Многие из нас наверняка слышали выражение – поклонение «золотому тельцу». В современном понимании это означает алчность, и ничем неограниченный культ денег и жажды наживы. Это выражение послужило названием для знаменитого романа («Золотой теленок») популярных советских сатириков И. Ильфа и Е.Петрова.

А между тем это выражение имеет религиозное происхождение. В частности, в Коране (как и в Библии) подробно рассказывается о том, что такое «Золотой телец», как он возник и в чем заключался смертный грех поклонения этому неодушевленному персонажу.

Итак эта история начинается с того момента, когда пророк Муса (мир ему) по зову Всевышнего оставил свой народ. Случилось это событие после того, как иудеи были выведены из Египта, а пророк благодаря помощи Всевышнего провел их через дно отступившего моря. «Всевышний Аллах сказал: «Вот Мы определили Мусе (Моисею) сорок дней, а после его ухода вы стали поклоняться тельцу, будучи беззаконниками» (Сура 2: 51). Таким образом становиться понятно, что главным грехом народа израильского, стало поклонение вместо единому Богу, как то завещал пророк Муса (мир ему), изваянию-идолу в виде золотого тельца.

Сам пророк Муса (мир ему) находился в это время на горе Синай, где получил Скрижали с заповедями от Всевышнего. В роли подстрекателя выступил представитель народа самарритян. «Аллах сказал: «Мы подвергли твой народ искушению после того, как ты оставил их, и Самаритянин ввел их в заблуждение» (Коран, 20:85). Оставшись без своего духовного и политического лидера, не имея еще четких религиозных законов, и находясь в смятении от такого развития событий, народ израильский быстро впал в грех идолопоклонничества. «Истинно, Харун сказал им до этого: «О мой народ! Вас искушают этим. Ваш Господь Один, Он Милостивый. Так следуйте за мной и повинуйтесь моим велениям». Но они сказали: «Мы не перестанем поклоняться (тельцу), пока Муса не вернется к нам». (Сура 20:90-91).

Но еще до непродолжительного ухода пророка Мусы (мир ему), его народ проявлял крайнюю слабость к языческой традиции изготовления идолов, и только личный авторитет посланника Аллаха порой удерживал их от греха. «Мы переправили сынов Исраила. через море, и они повстречали на пути народ, который поклонялся идолам. Они сказали: «О Муса! Сделай нам божество, такое же, как у них”. Он сказал: “Воистину, как невежественны вы. У этих людей погибнет все, что они исповедуют, и тщетно все, что они совершают» (Сура 7:138-139). Поэтому и неудивительно, что в итоге искушение победило разум и благочестие этих людей.

Плюс ко всему у израильтян после их ухода из Египта, в обозе было много золотых вещей, которые и стали материалом для изготовления идола, которому в итоге стали поклонятся и приносить жертвы. «Они сказали: «Мы не нарушали данного тебе обещания по своей воле. Мы были нагружены тяжелыми украшениями того народа и бросили их в огонь, и самаритянин тоже бросил. Он изготовил для них изваяние тельца, который мычал, и сказал: «Вот ваш бог и бог Мусы (Моисея), но он забыл его» (Сура 20: 87-88). Т.е. таким образом, золото – эквивалент современных денег, стал в буквальном смысле объектом для поклонения. Отсюда и появилось выражение - поклонение «золотому тельцу», т.е. подмена веры во Всевышнего, верой в могущество и всесилие денег.

Затем пророк Муса вернулся к своему народу, разоблачил как самого подстрекателя – самаритянина, так и изготовленное им изваяние «Неужели они не видели, что он не говорил им в ответ ни слова и не был способен навредить им или принести им пользу?» (Сура 20:89). В аяте мы видим, что в Коране подчеркивается не только греховность идолопоклонничества, но и бессмысленность такой веры, т.к. никакой предмет не может обладать ни силой ни могуществом нашего Создателя. В итоге даже самаритянин осознал свой греховный поступок, признав себя фактически обыкновенным шарлатаном. « Он (Муса) спросил: «А что ты скажешь, о самаритянин?» Он сказал: «Я видел то, чего не видели они. Я взял пригоршню со следов посланца (коня Джибриля) и бросил ее. Моя душа соблазнила меня на это» (Сура 20: 95-96)

После разоблачения, самаритянин был изгнан, а изваяние золотого тельца было уничтожено. «Муса сказал: «Ступай отсюда! Отныне твоя кара в этой жизни - что будешь ты (все время) говорить: «Ко мне не прикасайтесь». А затем наступит срок, которого тебе не удастся избежать. Смотри же на своего бога, которому ты предавался. Мы сожжем его и развеем его по морю». (Коран, 20:97). Всевышний же в очередной раз проявив свое милосердие к впавшим в грех людям, простил их.

Эта удивительная история не только раскрывает нам суть значения выражения поклоняться «золотому тельцу», но и показывает, что при слабости веры и внутренней стойкости, человек может легко впасть в грехопадение. А это в конечном итоге всегда ведет к появлению у них ложных ценностей.

С незапамятных времен золотой телец стал двояким символом: с одной стороны, это, несомненно, богатство, с другой - страшный грех. Бог Ветхого Завета едва не истребил весь народ израильский за поклонение золотому тельцу. Так кто же он такой, этот золотой телец? Или же - что он такое? И почему не поросенок, не козленок, не кошка, а именно телец?

В незапамятной древности жители Ближнего Востока поклонялись богам, не имеющим антропоморфной (человекообразной) природы. Если древние иудеи провозгласили, что их Творец создал людей по своему образу и подобию, то есть внешне выглядел как человек, то соседние народы не придавали своим создателям человеческой телесной формы.

Такие разные боги

В , например, были боги с телами льва, крокодила, кошки, ибиса, или боги, собранные из разных частей животных, или же - в виде людей с головами зверей, рептилий и птиц. Амона, которому поклонялись на протяжении тысячелетий, часто представляли с телом мужчины и головой... лягушки.

У владыки загробной жизни Анубиса была голова черного шакала. А богиню Исиду изображали не только как красивую женщину, но и как корову с женской головой! Обличие быка принимал дарующий жизнь солнечный бог Ра, и тогда он именовался Аписом - священным быком. Ну а прародительница египетских богов Нут, символизировавшая само небо, выглядела как огромная корова, нависшая над землей.

Те же звериные формы имели и боги Шумера, Ассирии, Вавилона. Иштар изображали коровой с сияющими рогами, Мардука - в виде огненного дракона, Ваала - в виде жабы или кота. Царства рушились, царства возникали, смешивались народы и культуры. В результате один и тот же бог стал выступать в различных обличьях. У Ваала было целых шесть ипостасей. Недаром в Ветхом Завете он выступает как демон о шести звериных головах. Иудеи, которые были до принятия монотеизма такими же язычниками, как и их соседи, конечно же, поклонялись тем же самым звероподобным богам. И один из этих богов выглядел как бык. Ваал, Молох, Апис - это и есть тот самый идол, которого изготовили блуждавшие в пустыне соратники Моисея, когда их патриарх взошел на гору и слишком долго оттуда не спускался.


Пока пророка нет

Но вернемся в те дни, когда племя Моисея только еще собиралось бежать из Египта, - обо всем этом подробно рассказано в Торе, которая в менее развернутой форме стала частью Ветхого Завета. В самый разгар десяти казней египетских среди готовящихся к исходу раздался клич: отнять у египтян золото и серебро и забрать с собой. Желание вполне разумное: как же в изгнании без золота и серебра? И вполне осуществимое - чтобы избавиться от кары небесной, египтяне готовы были отдать иудеям все. Так что призыв изъять у местного населения драгметаллы был услышан и вскорости осуществлен. Золото и серебро беглецы собирались использовать для постройки храма. Однако их религиозное рвение не выдержало испытания.

Моисей отправился на гору Синай, чтобы встретиться со Всевышним. Соплеменников он предупредил, что вернется через сорок дней, даже назвал точное время: к полудню. Само собой, патриарх оставил вместо себя заместителя - Аарона, своего брата. Иудеи ожидали его с нетерпением и страхом: от этого свидания с Богом зависела судьба всего народа. Но Моисей не вернулся ни утром, ни в полдень, ни к вечеру. Начался ропот. Все подумали, что Бог от них отвернулся и погубил их предводителя. На самом деле они попросту неправильно подсчитали день, когда истечет назначенный срок. Но перепуганные люди этого не знали! И они явились к Аарону и стали просить, чтобы он «сменил» дурного бога на хорошего. Аарон, дабы избежать беспорядков (а уже началось кровопролитие, был забит камнями один из старейшин), объявил, что нужно вернуться к старой вере, то есть к язычеству. Для этого было решено изготовить идола, благо египетского золота было у странников вполне достаточно. Только в основном это золото воткнули себе в уши и надели на шею и руки иудейские женщины. И расставаться с украшениями они ничуть не желали. Пришлось мужчинам действовать силой. Женщины вопили, но с сережками, цепочками, перстнями и браслетами расстались. В славном деле сбора золота не участвовали только праведники да люди из рода Левия.

Процесс изготовления идола описан в Книге книг как магическое действо. Собранное золото Аарон бросил в огонь, а мастера должны были нанести на золотой слиток рисунок. Формы для отливки идола у иудеев не было. Нашлись и двое умельцев - Янус и Ямбрус, которые изобразили на слитке молодого бычка, а третий, Миха, известный тем, что выжил в Египте, когда его замуровали в стене, как делалось для надежности постройки, бросил в огонь магическую табличку с надписью «Явись, бык!». И бык вышел из огня, ослепительно золотой и совершенно живой. Иными словами, при помощи магии иудеи получили полноценное древнее божество - Молоха. Ветхий Завет именует его золотым тельцом.

Люди сразу воспряли духом и устроили старому, проверенному тысячелетиями богу достойный прием. Усадили его на возвышение, стали ему поклоняться, построили жертвенник и в довершение всего из того же золота изготовили еще двенадцать тельцов - для каждого колена Израилева. Аарон так перепугался бунта, что руководил всеми работами беспрекословно. Надеялся только, что Моисей еще вернется и этот кошмар закончится.

Битва с Молохом

Моисей вернулся в полдень, на следующий день. В руках он держал сапфировые скрижали с заповедями, которые ему даровал Творец. Первое, что он увидел, - Молоха, жертвенник и беснующуюся толпу. Соплеменники попивали вино и тащили на жертвенник бычку манну небесную, тем самым оскорбляя единобожие до предела. Патриарх был так возмущен, что швырнул скрижали в ближайшую скалу и расколотил их на мелкие кусочки. Потом он бросился на своего брата Аарона и едва его не убил. Аарон оправдывался тем, что народ не впал в язычество, а просто слегка усомнился в своем Творце, и что все еще можно исправить -ведь Моисей вернулся живым. Но Моисей его не слушал. Он схватил идола, превратил его в пыль, смешал золотую пыль с водой и заставил тех, кто поклонялся тельцу, выпить эту воду.

На следующий день люди от этого напитка стали умирать. Многие начали молить о прощении. Но не все. Народ разделился. Одни собрались вокруг Моисея, другие не желали ему подчиняться. Тогда он обратился к своим сторонникам и приказал им убивать всех, кто участвовал в изготовлении идола, жертвоприношениях и плясках. Как сообщает Библия, в тот день праведники-левиты истребили 3 тысячи человек. Грешников резали всю ночь...

Утром Моисей, призвав соплеменников к покаянию, вернулся на гору Синай. Ему нужно было оправдаться перед Богом и получить новые скрижали взамен разбитых. Бог выслушал патриарха, с трудом согласился простить непослушный народ похвалил Моисея за уничтожение тельца и его защитников, выдал новые скрижали, но заставил прочувствовать вину и ответственность в полной мере - он заставил предводителя иудеев оправдываться и молить о смягчении наказания еще сорок дней. Да и то грех поклонения золотому тельцу был прощен не полностью: Аарона Творец наказал смертью двоих сыновей, самому Моисею было отказано войти в землю обетованную, а вина предков легла и на их далеких потомков. Самых провинившихся Бог наказал смертельными болезнями.

Богословы объясняют такое безжалостное поведение Творца тем, что он хотел научить людей полностью полагаться только на Его волю, отвратиться от всего мирского.

Но грядущие поколения, принявшие христианство, увидели в истории с золотым тельцом совсем другое. Значимым для них стало не поклонение быку, то есть языческому богу, а тому материалу, из которого странники изготовили идола, - золоту. Ведь в Новом Завете было ясно сказано, что легче верблюду пролезть сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное. И стал золотой телец не Молохом или Ваалом, чем он, собственно, и был, а символом пагубной страсти людей к обогащению. А потом эту библейскую историю взяли на вооружение европейские антисемиты и намертво связали иудеев и золотого тельца. Им для этого даже не пришлось особенно стараться: многие иудаисты занимались в Европе ростовщичеством. Было это в Средние века. Но и сегодня золотой телец остается символом барыша. А наши отечественные писатели Ильф и Петров даже сочинили о человеческой алчности веселую книжку. Называется она, как всем известно, «Золотой теленок».

1–14. Золотой телец и гнев Господа. 15–20. Моисей разбивает скрижали; уничтожение золотого тельца. 21–28. Наказание идолопоклонников. 29–35. Возвращение Моисея на гору и его моление.

. Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.

Как видно из и д., требование народа «сделай нам богов, которые бы шли пред нами» , имело место незадолго до окончания 40-дневного пребывания Моисея на Синае и было вызвано его продолжительным отсутствием, наводящим на мысль, что он больше не возвратится с горы. Так как Моисей был для евреев представителем Бога (), то его невозвращение к народу служило для последнего ручательством за то, что он оставлен Всевышним (). Прямое указание на существование подобного взгляда имеется в словах «сделай богов, которые бы шли пред нами» . Народ не верит, что впереди него пойдет, как прежде, столб облачный, служивший видимым знаком присутствия и откровения Сущего Израилю, и просит заменить Его изображением другого бога. Стоящее в данном случае еврейское выражение «elohim» со сказуемым во множественном числе, каковое сочетание употребляется для обозначения богов языческих, дает понять, что евреи просят сделать изображение не Всевышнего, а бога языческого. Справедливость подобного понимания подтверждается словами : «и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте» ().

. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.

. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону.

По собственному признанию Аарон, к которому, как заместителю Моисея (), обратились евреи с просьбой, уступил их требованию в виду того, что этот народ «зол» (), т.е. опасение за собственную жизнь () заставило его исполнить народное требование. Что касается предложения принести «золотые серьги, которые в ушах жен» , то, по мнению Ефрема Сирина и блаженного Феодорита , оно было сделано с надеждой, что жены, жалея свои драгоценности, отклонят мужей от слияния тельца.

. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!

Избрав для изображения бога форму тельца, Аарон, как думает большинство древних (Филон, Лактанций, блаженный Иероним) и новых исследователей, подражал египтянам. В пользу подобного вывода говорит прежде всего несомненный факт почитания египтянами черного быка Аписа в Мемфисе и белого, или Мневиса, в Гелиополисе, причем свидетельства греческих писателей, Страбона, Плутарха, Геродота, дают основание предполагать, что египтянами употреблялись и изображения этих священных животных (хотя вообще зооморфизм гораздо меньше имел места среди египтян, чем собственно зоолятрия). На египетское происхождение золотого тельца указывает далее и самый характер совершенного в честь его торжества. Кроме жертвоприношения, оно состояло в пиршестве, играх (), пляске () и шумных песнях (). Такие же приблизительно формы имели и египетские празднества в честь Изиды. Описывая их, Геродот говорит: «одни из женщин ударяют в цимбалы, другие играют на флейтах, прочие женщины и мужчины поют и рукоплещут». За египетское происхождение золотого тельца говорят, наконец, и слова первомученика Стефана: «отцы наши обратились сердцами к Египту, сказав: сделай нам богов» ().

Так как телец или вол служил в древности образом силы и энергии, то и воплощенную в золотом тельце силу евреи признали за силу, изведшую их из Египта: «вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» . Но эта сила не была в их глазах силой (по крайней мере, в глазах подавляющего большинства) Всевышнего, и сам золотой телец не служил Его изображением. В справедливости этого, кроме вышесказанного, убеждают слова Господа Моисею (): служение золотому тельцу не есть служение Ему, Сущему (каким оно могло быть в глазах Аарона, , и других менее развитых религиозно членов народа), представленному в образе тельца, а поклонение этому последнему. Такой же точно взгляд высказывает Апостол Павел, называя служивших золотому тельцу идолопоклонниками ().

. Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу.

. На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть.

Словами: «завтра праздник Господу» Аарон старается исправить народный взгляд на золотого тельца; он является изображением невидимого Господа. Но языческий характер совершенного в честь нового бога торжества доказывает, что народ в массе своей остался при своем убеждении.

. И сказал Господь Моисею: поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской;

. скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!

Служение золотому тельцу, как нарушение первой заповеди, идолопоклонство, в духовном смысле разврат (), являлось со стороны народа изменой данному им обещанию исполнять все то, что скажет Бог (). При таких отношениях к Иегове евреи перестают быть богоизбранным народом: «развратился народ Твой» (). И если дарование законов обусловливается сыновним отношением Израиля к Богу, верностью Его постановлениям, то с изменой Иегове, с утратой народом своей богоизбранности прекращается и самое законодательство: «поспеши сойти [отсюда]» .

. И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он – жестоковыйный;

. итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.

Частный случай непослушания служит проявлением народного характера, – той жестокости (, ), которая сказывается противлением божественному водительству, нежеланием сгибать свою шею под иго закона. При таком отношении евреев к Богу уже нет места для Его милосердия; оно исключает даже возможность ходатайства: «оставь Меня» (). Милосердие сменяется гневом, который сказывается наказанием ( и др.). Но наказание недостойных потомков Авраама не исключает возможности исполнить данные ему обетования: богоизбранный народ будет произведен от потомка Авраама – Моисея.

. Но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою,

. чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего;

. вспомни Авраама, Исаака и Израиля [Иакова], рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть [ею] вечно.

Умоляя об отмене грозного суда над преступным народом, Моисей не пытается умалить его вину. Он только указывает на прежние благодеяния Бога к евреям (), как на основание вновь явить милость. Другим основанием для этого является со стороны Всевышнего ревность о славе Своего святого имени: если Он истребит Израиля, то другие народы и прежде всего египтяне с злорадством скажут: «от того, что нет у Господа силы ввести этот народ в землю, которую Он с клятвою обещал Ему, погубил Он его в пустыне» (). Не может Господь погубить Израиля и в силу данных его предкам обетовании. Обещания размножить, сохранить и ввести в землю обетованную даны семени Авраама вообще (), а потому перенесение их на колено Левия, в частности – на поколение одного Моисея, было бы прямым нарушением клятвой подтвержденного завета.

. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой.

Грозное определение отменяется только до времени (, и др.).

. И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения [каменные], на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было;

. скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии.

. Но [Моисей] сказал: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих.

. Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою;

Скрижали с написанными на них заповедями являлись как бы документом завета между Богом и народом. Народ засвидетельствовал свою готовность исполнить волю Божию (), а Господь обещал со Своей стороны дать скрижали () и действительно дал (). Но как скоро Израиль не исполнил своего обязательства, нарушил завет, утрачивается всякий смысл в существовании его документа – скрижалей: он разбивается. «Поелику, – говорит блаженный Феодорит, – скрижали представляли собою образ брачного обязательства, невеста же, не входя еще в брачный чертог, уклонилась в любодеяние, то весьма справедливо Моисей раздрал сие брачное обязательство».

Суд над идолопоклонниками, начинающийся уничтожением золотого тельца, продолжающийся в выговоре Аарону и закончившийся избиением виновных.

. и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым.

Нарушен завет со Всевышним – разбиты скрижали. Но Израиль не может остаться и при новом своем боге – золотом тельце: его существование – прямой повод к продолжению идолопоклонства. Поэтому он и предается уничтожению. Телец был сожжен, – сожжена деревянная болванка, имевшая форму тельца, а не сгоревшие части – золото – были разбиты, растерты, брошены в поток, текущий с горы (), и его водой напоены евреи. Уничтожение тельца не означает снятия с народа виновности. Наоборот, он пьет воду, в которую всыпан порошок, оставшийся после сожжения тельца, т.е. воспринимает, берет на себя грех с его последствиями.

. И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий?

. Но Аарон сказал [Моисею]: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный.

. Они сказали мне: сделай нам бога, который шел бы перед нами; ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.

. И я сказал им: у кого есть золото, снимите с себя. [Они сняли] и отдали мне; я бросил его в огонь, и вышел этот телец.

К лицам, на которых падает ответственность за нарушение завета, причисляется Аарон, как виновник того, что слиянием золотого тельца ввел евреев в грех идолослужения. Сам Аарон не отрицает своей вины, а только старается умалить ее: пытается в самых легких чертах представить свое участие в устроении тельца. По его словам выходит, что он только предложил носившим золотые украшения снять их, что они сами дали золото, которое он бросил в огонь, а телец образовался сам собой.

. Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его.

Моисей не придал особенного значения объяснениям своего брата. По его взгляду, Аарон виноват в таком послаблении, которого он ни в каком случае не должен был допускать и которое покрыло народ позором в глазах посторонних.

. И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, [иди] ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины.

Указание Аарона на необузданность народа, как на причину его поступка имело известную долю справедливости. На призыв Моисея: «кто Господень, ко мне!» – откликнулись лишь одни сыны Левия, составлявшие в то время довольно многочисленное колено: в нем числилось более 22 000 душ мужского пола (). Расположение остального народа, оказалось не на стороне Господа, а на стороне золотого тельца. И это упорство, более греховное и преступное, чем самое служение тельцу, так как оно говорило о полном ожесточении сердца, навлекло на народ вполне заслуженное наказание.

. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.

. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.

Так как к Моисею собрались все сыны Левия (), то убиваемые ими братья, сыновья не были таковыми в буквальном смысле. Три тысячи убитых левитами потерпели наказание не за общую вину всего народа, а за собственную личную вину. Они, как предполагают, продолжали на улице праздновать свой праздник, продолжали и тогда, когда прошло немало времени после возвращения Моисея с горы, после уничтожения золотого тельца.

. Ибо Моисей сказал [им]: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение.

Исполненное левитами без послаблений, без изъятий, основанных на личных отношениях к тому или другому из виновных, дело наказания было делом служения Господу, делом священным. Поэтому Моисей и сказал им «посвятите сегодня руки ваши Господу» . Своим поведением сыны Левия заслужат благословение от Господа «да ниспошлет Он вам благословение» .

. На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего.

Восхождение Моисея на гору Синай и 40-дневное пребывание на ней в посте и молитве () имело своею целью заглаждение совершенного народом великого греха. О своем намерении Моисей предваряет народ. Предварение могло иметь большое значение и для народа, и для самого Моисея. В первом оно возбуждало сознание греха и раскаяние в нем и тем облегчало ходатайство пророка, чем больше нашлось бы людей, сердечно кающихся в грехе, тем скорее могли быть услышаны мольбы Моисея о прощении греха.

. И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, [Господи!] народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога;

. прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.

Так как грех народа состоял в нарушении завета, то просьба Моисея «прости грех их» равносильна мольбе: не считай завет нарушенным, не отвергай Израиля, не отнимай у него звания и прав народа богоизбранного. Необходимость подобной просьбы была вызвана следующим. На первое ходатайство Моисея () Господь отвечал обещанием не истреблять Израиля. Дальнейшее его существование было таким образом обеспечено. Но подобное обещание не означало еще, что евреи остаются народом богоизбранным. Сомневаться в этом побуждало самое настроение народа, не только не проявившего готовности возвратить себе божественную милость, но и обнаружившего крайнее упорство (

. итак, иди, [сойди,] веди народ сей, куда Я сказал тебе; вот Ангел Мой пойдет пред тобою, и в день посещения Моего Я посещу их за грех их.

Закон, нарушителями которого явились евреи, требует наказания виновного (), и так как правда одного не вменяется в праведность другому (), то самопожертвование Моисея не может быть принято. Виновные будут наказаны, не теперь, а впоследствии: к дальнейшим преступлениям будет причислена тогда и теперешняя вина народа. Но до наступления этого времени Моисей должен оставаться вождем Израиля: «веди народ сей» . При этом, как и ранее, он будет руководим непосредственно самим Богом: «вот, Ангел Мой пойдет пред тобою» . Лично Моисею, а не народу, обещается руководительство Божие, и это – одно из свидетельств гнева Всевышнего против согрешившего Израиля.

. И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон.

Речь идет не о новом наказании, но о совершившемся (), которое исходит от Бога ().

И выражению этому уже несколько тысяч лет.

В Ветхом завете, в книге Исход рассказывается о том, как Моисей вел свой народ из Египетского рабства в обещанную Богом Землю. Однажды израильтяне остановились на отдых и разбили лагерь у горы Синай. По велению Бога Моисей поднялся на гору, чтобы получить знаменитые десять заповедей, а также другие установления, по которым предстояло жить народу Израиля. Сорок дней и ночей провел Моисей на вершине горы, общаясь с Богом. Долгое отсутствие своего вождя взволновало израильтян. Они стали думать, что Моисей может и не вернуться к ним, а потому обратились к его брату и сподвижнику - Ааро ну. «Встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось». Аарон велел народу собрать все золотые украшения, и принести ему. Из этого золота он отлил статую тельца и предложил ее народу в качестве идола, которому теперь могли бы поклоняться израильтяне. Народ принес золотому тельцу жертвы и устроил праздник в честь нового божества. Так евреи предали истинного Бога.

Когда Моисей спустился с горы и увидел пирующий народ, он в гневе уничтожил идола, а виновные в этом преступлении были наказаны.

С тех пор и возник этот образ: поклоняться золотому тельцу означает отказаться от истинного Бога в пользу другой жизненной цели - накопления земных сиюминутных богатств. Ведь для алчного человека деньги очень быстро становятся подобием божества, которому он готов приносить любые возможные жертвы.

Вот только смогут ли деньги и даже все золото мира разом, заменить человеку любовь, мудрость и вечную жизнь, возможную только тем, кто познал настоящего Бога?

Так что как бы ни были важны прибыли для любого бизнесмена, не стоит так поспешно называть их самым главным своим жизненным приоритетом.