Чем разница между покаянием и раскаянием. Андрей Сигутин. Спасительное покаяние. Покаяние и раскаяние: в чем отличие

Раскаяние – основанный на свободе воли человека, укор совести о совершенном грехе.

Раскаяние есть сожаление о том, что я поступил так-то, а не иначе. Следовательно, оно есть невольное признание того, что я мог бы поступить и по другому, правильно. Раскаяние – это первый этап покаяния. Раскаяние – сожаление, что грех совершён, покаяние – твёрдая решимость оставить грех, борьба с ним, перемена жизни.

При раскаянии человек не только осознает неправильность, ошибочность, греховность, но и горько сожалеет о поступке (помышлении, высказывании), тоскует, испытывает муки совести, страдает, томится, казнится.

В раскаянии нет еще отречения человека от себя прежнего, он раскаивается лишь в отдельном поступке. При раскаянии разум признается в том, что цель оказалась неправильной, что средства оказались не те, что результат получился неожиданным. При этом испытываются эмоции от сожаления до стыда. Раскаяние есть самая сильная форма сознательного самоосуждения. Раскаяние есть сумма из логической констатации ошибки и отрицательных эмоций.

Тупиковые пути раскаяния – уныние или попытка успокоить совесть в суете дел или самооправдании. Самоубийство Иуды – крайний случай раскаяния без покаяния.

Покаяние – осознание своей греховности и переживание, связанное с таким осознанием. Это не только сожаление о совершении проступков, противоречащих заповедям и нравственным нормам, но нечто большее – раскаяние, то есть осуждение всего неправильно содеянного: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7: 10).

Анализ подоплеки греха Иуды и греха Петра приводят, в конечном счете, к противопоставлению этих евангельских персонажей, один из которых раскаялся, однако не покаялся в евангельском смысле «перемены ума» («метанойя») и, продолжая пребывать в греховном мраке, отчаялся и удавился, а другой – плакал горько (Мф. 26:75) и, исполненный любви ко Христу, прибег к Его милосердию, покаялся, был прощен, получил Господне благословение, стал первоверховным апостолом и засвидетельствовал свою верность Господу мученической кончиной.

Это говорит прежде всего о том, что между раскаянием Иуды и покаянием Петра существует кардинальная метафизическая разница. Раскаяние оказывается лишь муками нечистой совести, не ищущей и не чающей, однако, прощения, не верящей в Того, Кто имеет власть оставлять грехи, Кто взял на себя грех мира (Ин. 1:29). Раскаяние, таким образом, может настичь и неверующего человека, но покаяние происходит исключительно перед лицом Господним, в преддверии приблизившегося Царства Небесного. Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17) – с этими словами Господь выходит на проповедь после искушения Его сатаною в пустыне.

В Священном Писании встречаются, на первый взгляд, непонятные слова о раскаянии Бога. Например: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле» (Бытие 6:6). «Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем» (1 Царств 15:35), и тут же в этой главе выше (ст. 39) читаем: «и не раскаялся Верный Израилев: ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему». Это классический антропоморфизм. Можно попытаться передать указанное выражение, как состояние сильной скорби, но это тоже будет антропоморфизмом.

Следовательно, для действенности таинства покаяния необходимы искреннее сердечное раскаяние и твердое намерение исправить свою жизнь.

КОНСПЕКТ ПРОПОВЕДИ

Однажды пастор Рик летел в самолёте, его сосед выглядел очень состоятельным и образованным человеком. Много часов они общались: делились политическими мировоззрениями, говорили о профессии, рассказывали друг другу о том, кто и где учился. На собеседника произвело большое впечатление то, что наш пастор является автором бестселлеров. Разговор шёл в течение двух часов, и вот уже к концу полёта, прямо перед посадкой, разговор перешёл на религию. Как оказалось, сосед пастора Рика считал себя агностиком. Пастор Рик выразил своё удивление по поводу того, что такой образованный человек называет себя так, объяснив, что слово агностик в переводе с греческого означает «необразованный» или просто «глупый». Собеседник в свою очередь выразил немалое изумление и пообещал, что больше не только никогда не будет называть себя агностиком, но даже начнёт интересоваться религией.

Однажды апостол Павел предстал перед группой образованных людей, осознавая, что Бог даёт ему возможность сказать этим интеллектуалам истину, и Павел бесстрашно начал: «Итак, оставляя времена неведения , Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться…» (Деян.17:30)

Рассмотрим значение слова «неведение». Корень этого слова - греческое слово «гносис» , которое означает «умный, умственно развитый, образованный». Если к нему добавить приставку «а», то смысл всего слова изменится на прямо противоположный.

Повеление – это приказ. Бог отдаёт приказ: всем людям покаяться! В прошлой проповеди мы разбирали слово «покаяться» . Это греческое слово «метаноэо», где «мета» значит «изменяться» или это может переводиться как «разворот» . Вторая часть «ноэо» происходит от греческого слова, обозначающего разум. Таким образом, слово, составленное из этих двух частей, означает полное изменение разума или мышления . Это описывает человека, который шёл в одну сторону, но вдруг, услышав Божий голос о покаянии, останавливается и принимает решение развернуться и пойти в другом направлении. Покаяние – это полный разворот.

Вернёмся к 17-й главе книги Деяний: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться…» (Деян.17:30) На этот раз обратим внимание на то, что Божье повеление звучит для всех людей! Это для всех без исключений – всем повсюду, во всём мире, для всей наций и этнических групп.

Есть ещё одно понятие, которое обычно путают с покаянием. Это слово «метамеломай», которое означает печаль, сожаление о неправильном поступке . Когда Иуда Искариот понял, что он совершил ужасный поступок, он настолько опечалился, что пошёл и повесился. Это не было покаянием, он лишь поддался эмоциям. Для покаяния не обязательно испытывать такие эмоции. Покаяние является решением измениться, решением развернуться, решением стать другим!

Были времена неведения, но с тех пор как Иисус заплатил за грехи людей Своей жизнью, Бог не намерен больше мириться с невежеством – Он велит каждому человеку на земле покаяться! Независимо от социального статуса, образования, вероисповедания или национальности, Бог требует, чтобы люди покаялись!

Слово о покаянии является базовым понятием, об этом мы читаем в Библии в Послании к Евреям в 6-й главе в 1-м стихе: «Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога…» (Евр.6:1). Фраза «обращение от мёртвых дел» следует перевести с греческого как покаяние , так как в подлиннике стоит слово «метаноэо». Это как бы азбука христианской веры, то, что каждый христианин должен знать.

Рассмотрим эту фразу. Основание – по-гречески фемелиос . Первая часть этого сложносоставного слова означает класть, устанавливать , а вторая часть переводится как камень , отсюда всё слово можно перевести как что-то, написанное на камне . Послание к Евреям говорит нам, что наше понимание покаяния является для нас настолько жизненно важным, что это должно быть для нас основанием, так чтобы нас никто не мог поколебать в этом вопросе; это так прочно должно укорениться в нас, быть как бы написанным на камне.

Важно понять, что даже если Вы покаялись несколько лет назад, Бог будет требовать от Вас покаяния – разворота от мёртвых дел – постоянно! В прошлой проповеди пастор Рик приводил пример из своей жизни. Когда он недостаточно корректно разговаривает с женой, Святой Дух обличает пастора Рика в этом грехе и требует покаяться! Поскольку покаяние означает принятое решение, то Бог не ждёт, что пастор Рик начнёт поддаваться эмоциям сожаления по поводу совершённого греха. Бог ожидает, что он признает свою вину, попросит прощения у своей жены и будет следить за манерой своего общения с ней! Очень важно, чтобы у нас всегда были открыты уши к голосу Святого Духа. Бывает, что пастору Рику приходится каяться и просить прощения у жены на глазах сыновей.

Первое покаяние в нашей жизни, когда мы впервые признаём перед Богом свои грехи, что жили без Него, поступали, как нам казалось верным, когда мы принимаем, что Иисус заплатил за наши грехи и оправдал нас перед Отцом, тогда это первое покаяние является нашим первым разворотом от греховной жизни, от мёртвых дел. Оно подобно родовому каналу, через который мы рождаемся в Божье Царство. Так мы получаем спасение . При этом Бог вкладывает в нас Святого Духа, и мы становимся новым творением. И нам больше нет необходимости каяться, ради того, чтобы получить спасение. Но в течение всей нашей земной жизни нам придётся совершать покаяние в каком-то конкретном грехе, когда Святой Дух будет обличать нас – указывать на то, в чём мы были неправы. И Он будет ожидать, что мы примем решение и всё исправим.

Итак, на основании того, что мы разобрали в Послании к Евреям 6:1, наше понимание покаяния должно быть для нас как бы выгравировано на камне: первое покаяние, когда мы получаем спасение, и все последующие – ради нашего исправления.

Самое трудное дело в жизни — покаяние. Ведь никто не любит признавать и исправлять своих ошибок, а именно это и означает покаяться. В Церкви существует особое Таинство Покаяния — Исповедь, которое снимает с человека чувство вины, дает ему возможность начать многое с белого листа.
Мы так часто стремимся казаться себе и другим лучше, чем есть на самом деле… Из нашей статьи вы узнаете, как покаяться, приготовиться молитвой к Исповеди, что говорить батюшке и как называть грехи на исповеди.

В чем можно покаяться

Раскаяние — это осознание своих ошибок, а вот покаяние — понятие о том, что есть ошибки, что есть грехи. Раскаяние зачастую является «рванием волос» — бессмысленным, давящим на нас чувством вины. А покаяние — истинное начало новой жизни.

Исповедь, несмотря на то, что многие православные люди исповедаются раз в неделю или две, то есть довольно часто, называют вторым крещением. Во время Крещения человек очищается от первородного греха благодатью Христа, Который принял Распятие ради избавления всех людей от грехов. А во время покаяния на Исповеди мы избавляемся от новых грехов, сделанных нами на протяжении жизненного пути.

Можно услышать, что самый страшный грех — гордыня. Так говорят потому, что сильная гордость застилает глаза, нам кажется, что никаких грехов у нас нет, а если мы что-то и сделали — то это случайность. Разумеется, это совершенно не так. Нужно понимать, что люди слабы, что в современном мире мы слишком мало времени уделяем Богу, Церкви и совершенствованию своей души добродетелями, а потому можем быть повинны в очень многих грехах даже по незнанию и невнимательности. Важно суметь вовремя изгнать грехи из души исповедью.

Однако, пожалуй, самым страшным из грехов является самоубийство — ведь его уже нельзя исправить. Самоубийство ужасно, ведь мы отдаем то, что даровано нам Богом и другими — жизнь, оставляя в страшном горе своих близких и друзей, обрекая на вечные мучения свою душу.

Страсти, пороки, смертные грехи очень трудно изгнать из себя. В Православии нет понятия искупления страсти — ведь все наши грехи уже искуплены Самим Господом. Главное, мы должны исповедоваться и причаститься в храме с верой в Бога, подготовившись постом и молитвой. Затем, с помощью Божией, перестать совершать греховное действие и бороться с греховными мыслями.


Что такое покаяние

Не стоит искать особо сильных эмоций в покаянии. Покаяние — это:

  • Примирение с близкими и знакомыми, если вы кого-то серьезно обидели или обманули;
  • Понимание, что ряд сделанных вами по умыслу или беспечности поступков и постоянное сохранение определенных чувств — неправедны и являются грехами;
  • Твердое намерение более не грешить, не повторять грехи, например, узаконить блудные отношения, прекратить прелюбодеяние, излечиться от пьянства и наркомании;
  • Вера в Господа, Его милосердие и Его благодатную помощь;
  • Вера в то, что Таинство Исповеди по Христовой благодати и силой Его Крестной смерти уничтожит все грехи ваши.


Чувство вины и покаяние

Во время Исповеди человек называет свои грехи священнику — но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник — лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа: в Евангелии сохранились Его слова, которыми Христос дает апостолам, а через них — священникам, их преемникам, власть отпускать грехи: “Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”.

В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать грехи! Если вам стыдно, назовите грехи в числе прочих коротко.

Чувство вины иррационально, оно вызывает лишь неосуществимое желание исправить прошлое, а покаяние, перечисление грехов и обещание более не грешить — это просьба к Богу о помощи, чтобы Он Сам исправил вашу жизнь, ваши прошлые ошибки.

Подготовка к исповеди — это, в основном, размышления о своей жизни и покаяние, то есть признание того, что определенные дела, которые вы делали, являются грехами. Перед Исповедью нужно:

    Если вы никогда не исповедались, начните вспоминать свою жизнь с семи лет (именно в это время ребенок, растущий в православной семье, по церковной традиции, приходит на первую исповедь, то есть может четко отвечать за свои поступки). Осознайте, какие проступки вызывают у вас угрызения совести, ведь совесть, по слову Святых Отцов — голос Божий в человеке. Подумайте, как можно назвать эти поступки, например: брал конфеты, сохраненные на праздник без спросу, разозлился и накричал на друга, оставил друга в беде — это воровство, злоба и гнев, предательство.

    Записывайте все грехи, которые вспомните, с осознанием своей неправды и обещанием Богу не повторять этих ошибок.

    Продолжите размышления своим взрослым возрастом. На исповеди вы не сможете и не должны рассказывать об истории каждого греха, достаточно его названия. Вспомните, что многие поощряемые современным миром дела являются грехами: роман или связь с замужней женщиной — прелюбодеяние, секс вне брака — блуд, ловкая сделка, где вы получили выгоду, а другому отдали некачественную вещь — обман и воровство. Все это также нужно записать и обещать Богу больше не грешить.

    Почитайте православную литературу об Исповеди. Образец такой книги — «Опыт построения Исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина, современного нам старца, скончавшегося в 2006 году. Он знал грехи и скорби современных людей.

    Хорошая привычка — анализ прожитого дня ежедневно. Этот же совет обычно дают психологи с целью формирования адекватной самооценки человека. Вспомните, а лучше запишите свои грехи, сделанные случайно или по умыслу (мысленно просите Бога простить их и обещайте не совершать вновь), и свои успехи — благодарите Бога и Его помощь за них.

    Существует Канон покаянный ко Господу, который вы можете прочитать, стоя перед иконой, накануне исповеди. Он входит и в число молитв, которые являются подготовительными к Причастию. Есть и несколько православных молитв с перечнем грехов и покаянными словами. С помощью таких молитв и Покаянного канона вы подготовитесь к исповеди скорее, потому что вам будет легко понять, какие же поступки называются грехами и в чем вам нужно каяться.


Молитва покаяния

Зачастую молитвой покаяния можно назвать само Таинство Исповеди, ведь священник молится, чтобы Господь принял наше покаяние. Вот, как это происходит
Исповедь обычно проходит за полчаса до начала каждой Литургии (о времени ее нужно узнать из расписания) в любом православном храме.

    В храме нужно находиться в соответствующей одежде: мужчинам в брюках и рубашках хотя бы с коротким рукавом(не в шортах и майках), без головных уборов; женщинам в юбке ниже колена и платке (косынке, шарфе) — кстати, юбки и косынки можно бесплатно взять на время пребывания в храме.

    На исповедь нужно взять только листок с записанными грехами (он нужен, чтобы не забыть назвать грехи).

    Священник выйдет к месту исповеди — обычно там собирается группа исповедующихся, оно находится слева или справа у алтаря — и прочитает молитвы, начинающие Таинство. Затем в некоторых храмах, по традиции, прочитывается перечень грехов — на случай, если вы забыли некоторые грехи — священник призывает к покаянию в них (тех, которые совершили вы) и назвать свое имя. Это называется общая исповедь.

    Затем в порядке очереди вы подходите к исповедальному столику. Священник может (это зависит от практики) взять листок с грехами у вас из рук, чтобы прочитать самому, или тогда читаете вслух вы сами. Если вы хотите рассказать ситуацию и покаяться в ней более подробно, или у вас есть вопрос по этой ситуации, по духовной жизни в целом — задайте его после перечисления грехов, до отпущения.
    После того, как вы завершили диалог со священником: просто перечислили грехи и сказали: «Каюсь», — или задали вопрос, получили на него ответ и поблагодарили, — назовите свое имя. Затем священник совершает отпущение грехов: вы наклоняетесь чуть ниже (некоторые люди встают на колени), накладывает вам на голову епитрахиль (кусок вышитой ткани с прорезью для шеи, означает пастырство священника), читает краткую молитву и крестит вашу голову поверх епитрахили.

    Когда священник снимет епитрахиль с вашей головы, нужно сразу перекреститься, поцеловать сначала Крест, затем Евангелие, которые лежат перед вами на исповедальном аналое (высоком столике).

    Если вы собираетесь на Причастие, возьмите благословение у священника: сложите перед ним ладони «лодочкой», правую на левую, скажите: «Благословите причаститься, я готовился (готовилась)». Во многих храмах священники просто благословляют всех после исповеди: поэтому, поцеловав Евангелие, посмотрите на священника — подзывает ли он следующего исповедника или ждет, когда вы закончите целование и возьмете благословение.

Накануне Исповеди или при тягости сердечной вы можете прочитать молитву покаяния онлайн на русском языке — это исповедание грехов ежедневное, которое читается в составе православного вечернего молитвенного правила:

«Исповедаю Тебе, Единому Господу Богу моему и Творцу, прославляемой всеми Святой Троице, Которому поклоняются все люди: Отцу, Сыну, и Святому Духу все мои грехи, которые я сделал во все дни жизни моей, которыми грешил каждый час, во время сегодняшнего дня и в прошедшие дни и ночи: делом, словом, мыслями, обжорством, пьянством, едой втайне от других, праздным обсуждением людей и вещей, унынием, ленью, спорами, непослушанием и обманом начальства, клеветой, осуждением, небрежным и невнимательным отношением к делам и людям, самолюбием и эгоизмом, жадностью, воровством, ложью, преступным получением прибыли, желанием легкой выгоды, ревностью, завистью, гневом, памятозлобием, злопамятством, ненавистью, взяточничеством или вымогательством и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, другими грехами душевными и телесными, которыми Тебя, моего Бога и Творца прогневал и причинил зло моему ближнему; обо всем этом жалея, виновным себя перед Тобой, Богом моим признаю и сам раскаиваюсь: только, Господи Боже мой, помоги мне, смиренно умоляю тебя со слезами: все совершенные грехи мои по милосердию Твоему прости мне, и избавь меня от всех, которые я перечислил в молитве Тебе, по Твоей Благой воле и любви ко всем людям. Аминь».

Да примет Господь ваше покаяние и поможет вам во всех делах!

Евангелие от Матфея, глава третья

1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской 2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. 3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. 4 Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. 5 Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему 6 и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. 7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? 8 сотворите же достойный плод покаяния 9 и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. 10 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. 11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; 12 лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. 13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. 14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? 15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его. 16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. 17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

[свернуть]

Проблема самобичевания

Недавно я с изумлением узнала, что русское слово «покаяться» можно перевести как «ругать себя». И что многие люди именно так и понимают: между «каяться» и «самобичеваться» стоит знак равенства. Между тем, как греческое слово, переведенное у нас как «покаяние», означает «изменение ума», а древнееврейское – «поворот». Поворот с пути от Бога на путь к Богу. И это не то же самое, что сурово себя осудить, признать себя полностью неправым, ничтожеством и так далее.

Что покаяние и самобичевание не одно и то же, я заметила на паре своих знакомых. Иногда скажет или сделает человек что-то обидное, скажешь ему об этом, а дальше начинается ад. Потому что человек приходит в состояние «я плохой, я очень плохой, мне незачем жить – такому ужасному» и приходится его два часа утешать и уговаривать жить. При этом, увы, человеку так и не удается заметить ту боль, которую он причинил мне. Заметить меня.

Мне не нужны переживания человека о том, что он «плохой». Мне нужно от него, чтобы он меня заметил, услышал, понял – чтобы я была для него достаточно ценной, чтобы прислушиваться ко мне. Точно так же и Богу не нужно от нас самобичевание и переживание своей плохости. Ему нужно, чтобы мы услышали Его, услышали и поняли, и перестроили жизнь так, чтобы Ему как личности было в ней место. «Прямыми сделали стези Ему ». Иначе ни о каких отношениях с Богом нельзя и говорить. Он многократно говорит о том, что для Него важно. Он хочет, чтобы мы Его услышали, узнали и полюбили – как мы узнаём другого человека, когда мы внимательны к нему. А любовь помогает нам поступать так, как будет другому человеку радостно.

Но я, конечно, знакома с самобичеванием на почве греха не только снаружи, но и изнутри. Это ужасное чувство, когда раздваиваешься внутри на двух разных людей – виноватого и карателя, который бьет виноватого ногами и рассказывает ему, какой тот мерзавец.

Чем же это «порицание себя» вредно? Во-первых, оно помогает ничего не менять. Во-вторых, оно полностью эгоцентрично. В-третьих, оно снижает самооценку и провоцирует чувство беспомощности. Прекрасно показано самобичевание в «Гарри Поттере», когда домовый эльф Добби то и дело бьется головой об стену, когда делает то, что, по его мнению, делать не должен.

Когда сделал что-то плохое и ругаешь себя, кажется, что занимаешься чем-то полезным. Ведь не остаешься равнодушным к своему поступку, занимаешь нравственную позицию, переживаешь. Происходит внутренняя активность, на нее – на стыд или чувство вины – тратятся силы. Силы потратила, себя за плохой поступок самобичеванием наказала, на исповедь сходила – вроде бы уже все нормально. Но ничего не изменилось. Через неделю, через месяц или на следующий день ситуация повторяется.

Этот внутренний спектакль весьма тягостен и в нем нет места Богу. Вроде бы грех – это то, что сделано против Бога, но Ему места в этой системе нет.

Богу же не нужно наше самонаказание. Он хочет, чтобы Его встречали, как дорогого гостя, прибравшись и приготовив угощение, с мыслью о нем («приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему »). Но пока я занимаюсь самонаказанием и самобичеванием, я не вижу пути к Богу. Я замкнута на себе и вокруг меня стены. И я возвела сама их вокруг себя, закрыла дверь и потеряла ключ. А Христос стоит снаружи и стучит.

Светоч мира. Уильям Холман Хант. 1854
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
(Откр.3:20)

Когда грех повторяется вновь и вновь, и снова и снова повторяешь себе, какой ты плохой, падает самооценка и начинаешь верить, что изменить, собственно, ничего и нельзя. Ты такой. Это судьба. Выхода нет.

Это, конечно же, совершенная неправда. Каждый может что-то изменить в своей жизни, иначе Иоанн Креститель не призывал бы к невозможному. На этом пути может понадобиться помощь, но изменения возможны. Главное – возненавидеть не себя, а грех.

Что же делать?

Во-первых, сделать видимым это самобичевание. Выписать все то, что говорит вам внутренний голос по этому поводу. Увидеть его со стороны – и возразить ему с позиции милости.

Ввести Бога в систему. Сесть и начать письменно размышлять над тем, почему, собственно, это грех (и грех ли это). Почему Богу важно, чтобы я этого не делала, а поступала по-другому. Иногда на этой стадии выясняются неожиданные вещи вроде недовольства Богом, что Он не обеспечил мне необходимые условия для того, чтобы не грешить, поэтому не может теперь с меня спрашивать. И тут же становится понятно, что те условия во многом зависят от меня. Я могу расти и развиваться в сторону того, чтобы эти условия появились. Так ко мне возвращается ощущение своей силы и способности на что-то влиять. А значит, изменить свой путь и принести достойные плоды покаяния.

Посмотреть на грех, как на внешнюю силу, и попробовать определиться не только с отношением Бога к этому поступку, но и со своим собственным. Грех хочет, чтобы я поступал так-то и так-то – а что я думаю об этом? Согласен ли я так поступать, нравится ли мне так поступать? Как грех соблазняет меня, в каких обстоятельствах? Что я могу этому противопоставить?

Вопросы для размышления

  • Есть ли у вас представление, к чему хочется придти вместо какой-то угнетающей вас греховной привычки?
  • Понимаете ли вы, почему это важно Богу?
  • Что вы по этому поводу думаете?

Это статья в рамках проекта Предания «Четвероевангелие за пост» . Если вам интересно, вы можете подписаться на рассылку и получать главы Евангелия с размышлением над ними на почту.